Кинобизнес и кризис: виден выход?
В этом году мировая киноиндустрия претерпела большие убытки. Люди, экономя практически на всем, перестали покупать DVD и посещать кинотеатры. Тем не менее, в конце года то ли благодаря хорошим фильмам, то ли из-за того, что кризис отступил, снова пошли в кино и увеличили выручку кинотеатров.
Голливуд успешно пережил очередную рецессию: продажи билетов на кинопремьеры практически достигают рекордного уровня, несмотря на сокращение выручки от реализации DVD. Выручка от продажи билетов в Северной Америке в 2009 году превысит $10 млрд. С 1 января по 20 декабря было продано билетов на $9,95 млрд, при этом до конца одного из самых успешных сезонов года с точки зрения кинопродюсеров остается еще несколько дней.
По оценкам экспертов, всего в кинотеатрах Северной Америки за год побывали 1,39 млрд человек, что на 12% ниже максимума за десятилетие, зафиксированного в 2002 году, но намного лучше результатов 2008 года.
«Наша работа заключается в том, чтобы снимать кино, ради которого потребители будут готовы выйти из дома, и в этом году мы с ней справились», — заявил председатель совета директоров Summit Entertainment Роберт Фридман. Наиболее известным фильмом его студии в этом году стали «Сумерки: Новолуние».
Также, в число рекордсменов по кассовым сборам вошли «Трансформеры: месть павших», «Гарри Поттер и принц-полукровка», «Люди Икс: Начало. Росомаха», «Ледниковый период-3». Все эти фильмы весьма удачно спровоцировали интерес у потребителей. И благодаря этим кинокартинам затраты на съемки всегда окупались.
Эксперты отмечают, что 7 из 10 наиболее популярных фильмов в США и Канаде в этом году сняли новые киностудии.
Доходы от продажи билетов на 3D показы составляют $1,3 млрд без учета только что вышедшего на экраны блокбастера Джеймса Кэмерона «Аватар». В продвижении новых фильмов в 3D значительную роль сыграли кинотеатры Imax, число которых по всему миру выросло в этом году на 24% — до 440.
Лидером среди «большой шестерки» голливудских студий стала Warner Brothers, контролирующая 20% кинорынка в Северной Америке. Ее кассовые сборы в этом регионе составили $1,9 млрд, по всему миру — $3,7 млрд, что является лучшим результатом в истории компании.
Для Sony год также стал одним из лучших — мировые продажи билетов превысили $3,4 млрд, несмотря на то, что в североамериканскую десятку не вошел ни один из фильмов студии. Эксперты считают, что секрет успеха компании в разнообразии ее продукции: в этом году Sony предложила зрителям фильмы практически всех направлений — от апокалиптического «2012» до мультфильма «Облачно, возможны осадки в виде фрикаделек».
В свою очередь в России только за десять месяцев 2009 кинематографического года (начинается 1 декабря) средняя посещаемость кинотеатров, несмотря на кризис, выросла на 7,8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«Падение посещаемости кинотеатров в среднем на 5% наблюдалось только в первом полугодии, рассказывает генеральный директор сети «Синема Парк» Сергей Китин. — Тем не менее лето было очень удачным. Начиная с проката фильма «Ледниковый период 3″ мы работали уже без потерь». Китин предполагает, что по результатам года рынок будет в плюсе — от 5 до 10%.
Соглашается с данными по росту посещаемости и директор по связям с общественностью кинокомпании «Централ Партнершип» Юлия Куликова. При этом она обращает внимание на то, что количество кинотеатров увеличилось незначительно. Наблюдается естественный прирост посещаемости, не за счет экспансии. При это для киносервисов продвижение сайтов в топ стало дороже.
По мнению Сергея Китина, в кризис пострадали в основном слабые и непопулярные кинотеатры. «Количество наших посетителей из-за кризиса упало в среднем на 20-25%», — жалуется глава одной из киносетей, пожелавший остаться неназванным. При этом он уверен, что самым сложным будет скорее следующий год, когда возможно появление низкобюджетных картин, так как многие проекты приостановлены из-за кризиса, а сейчас идет кино, произведенное еще до кризиса.
Тем не менее, стоит отметить, что следующий год обещает нам выход двух картин, которые точно обеспечат кассовые сборы всем мировым кинотеатрам — это «Сумерки: Затмение» и продолжение сказки о Гарри Поттере.
И, по мнению Сергея Никитина, пессимизм в ожидании спада производства качественного кино, который присутствовал еще в начале года, сегодня уже развеялся.
Так что мировой киноиндустрии не стоит беспокоиться, т.к. такое развлечение, как кино всегда будет популярным.
Источник — журнал «Личные Деньги»