Дефолт России по внешним долгам. Когда ждать «сюрприза»
Сегодня российская экономика приближается к той самой последней черте — как паровоз без тормозов к конечной станции, где рельсы заканчиваются тупиком. Случится ли дефолт России по внешним долгам, как в 1998 году — вопрос не правильный. Более корректно спросить по-другому: когда это произойдет. Причем сейчас в общей сложности страна должна мировому сообществу денег — даже больше, чем в тот черный для всех для нас год.
Дефолт России: история вопроса
Известно, что в 1998 году суммарно международным организациям и частным инвесторам Россия была должна порядка 140 млрд долларов. В эту сумму входили как новые долги, так и взятые на себя обязательства распавшегося и приказавшего долго жить СССР.
В тот период цены на нефть на международном рынке упали до абсолютного максимума. В какой-то момент котировки достигли уровня в 12,5 долларов за баррель. А доходность по Государственным краткосрочным обязательствам, основному инструменту того времени, к торговле которым уже в той или иной степени были допущены иностранные инвесторы, составляла до 150 процентов годовых!..
Неудивительно, что в один прекрасный момент пирамида, построенная властью — рухнула. И увлекла за собой почти весь финансовый сектор страны вместе с остатками нашей репутации на международных рынках. Закончилась эта история годами застоя в экономике, массовыми банкротствами, безработицей и другими «прелестями» полномасштабного кризиса, если не сказать, национальной катастрофы.
Однако в начале 2000-х власти повезло. Цены на энергоносители уверенно пошли вверх, и дефолт России остался в прошлом. Более того, удалось даже погасить те долги, которые набрали раньше — где-то в полном объеме, а в каких-то случаях с дисконтом, то есть со скидкой, полученной в результате реструктуризации.
Никакого чуда с приходом к власти Владимира Путина не произошло. Просто первые годы его правления пришлись на период роста котировок. Что позволило закрывать полные провалы и ошибочный путь развития — за счет увеличивающихся доходов от продажи нефти и газа.
Россияне вздохнули с облегчением. И действительно, уровень жизни в стране — существенно повысился. Правда, при этом стоит подчеркнуть — по независящим от власти причинам. Скорее не благодаря Владимиру Путину, а несмотря на него. Даже захват независимых телевизионных каналов, дело «Юкоса», явно не способствующее повышению инвестиционной привлекательности, не смогли существенно уменьшить эффект от подорожания той же нефти с 12,5 до 100 долларов и выше.
Дефолт России: размер долга
Но и в этой ситуации — Россия не отказалась от идеи безумного и бездумного заимствования денег на внешних рынках, а лишь изменила свой подход в этом вопросе. В период начиная с 2000 года основным должником перед международными организациями стало не само государство, а компании, в которых действующей власти принадлежат контрольные пакеты акций.
Абсолютного максимума, не идущего ни в какие сравнения с наследием СССР и даже периодом правления Ельцина, внешний долг достиг к середине 2014 году. Его объем в денежном выражении составил 659,4 млрд долларов США!
Именно в этот момент в результате авантюры Путина на международной политической арене, с началом агрессии в Украине, против страны были введены санкции. Однако не стоит сваливать плачевное состояние экономики именно на них. В действительности любой банкир, умеющий считать деньги, и так предпочел бы сокращать свои риски, уменьшая кредитные линии, открытые на Россию — из-за падения нефтяных котировок.
Понятное дело, что доходы страны в долларовом выражении рухнули, что бы ни говорили нам по телевизору, как бы ни прикрывали цифры путем масштабной девальвации рубля.
На голубом глазу Путин успокаивал свой народ, объясняя, что нефть подешевела, зато доллар подорожал, и доходы остались чуть ли не прежними. Но дело в том, что такие простые вещи — абсолютно понятны грамотным инвесторам: долг номинирован в твердой валюте. Выручка за почти прежний объем ресурсов при падении котировок вдвое — сократилась на столько же. А значит, возникает реальный риск, что платить в будущем окажется нечем.
Даже если бы санкции не были бы введены вообще, экономическая ситуация в результате безграмотного управления страной и ее ресурсами сложилась так, что любой здравомыслящий банкир предпочел бы попытаться получить свои деньги обратно и как можно быстрее. Так что введение юридических ограничений стало, по большому счету, лишь хорошим предлогом сделать это.
Начиная с 2014 года вся страна начала расплачиваться по долгам. Которые, подчеркнем, наделало за прошедшие годы ближайшее окружение Владимира Путина. В абсолютном выражении долг сократился к настоящему времени до 521,5 долларов США. Это последняя цифра, обнародованная Банком России на конец первого полугодия 2016 года.
Именно ради этого, чтобы заработанная валюта не уходила зря, с точки зрения власти, и были введены так называемые ответные санкции, которые мало затрагивают Европу и Америку, но зато тормозят отток денег, которые тратится не на продукты питания и прочее, а по делу, то есть на возврат долгов.
Скорее всего, для тех же целей и был фактически приостановлен туризм в двух самых популярных направлениях: в Турцию и Египет. А угроза терроризма стала лишь формальным предлогом. Неужели кто-то подумал, что российская власть позаботилась о своих согражданах? И кто из нас, взрослых людей, поверит в эти сказки?
Показатели приближающегося дефолта России
ЦБ РФ хотя и предоставляет данные о ситуации в финансовом секторе, но делает это со значительным опозданием и подает факты с выгодной ему стороны. Хотя и из этих цифр можно узнать много интересных и важных подробностей.
- Во-первых, положительное сальдо торгового баланса, несмотря на существенное сокращение расходов по всем возможным и невозможным статьям, разумеется, за счет россиян, сокращается из квартала в квартал. Так, например, по результатам января-марта 2016 года плюс составил всего 15,9 млрд долларов по сравнению с 46,5 млрд долларов годом ранее.
- Во-вторых, даже несмотря на тенденцию к сокращению объемов вывоза капитала, внешний долг в последние месяцы не уменьшается, а наоборот, растет. В новом официальном отчете Банк России заявил об увеличении этого показателя на очередные 3 млрд долларов. Так как страну вряд ли кто-то сейчас будет кредитовать, можно предположить, что увеличение произошло за счет процентов.
- В-третьих, невиданными темпами продолжают сокращаться государственные резервы. Уже даже официальные органы власти признают, что они должны закончиться в 2017 году. Но надо понимать, что в действительности это произойдет значительно раньше. Хотя бы потому что с приближением часа икс будет нарастать недоверие и паника. А ближайшее окружение Путина постарается урвать последнее.
Уже сейчас Кремль делает все возможное и невозможное для сокращения внутренних расходов. Закрытие больниц и школ, задержки выплат, заморозка индексации пенсий — все это как раз меры из данной категории.
Но надо понимать, что возможность выдаивать из народа последнее — тоже не безгранична. Сегодня около 20 млн россиян живут за чертой бедности. Поздно или рано государству придется зарезать и свою священную корову — расходы на армию. Однако есть и еще одна статья, о которой лидеры страны предпочитают вообще помалкивать. Дело в том, что помимо внешнего долга есть у страны еще и долги внутренние, причем не только федеральные, но и региональные.
Если углубиться в статистику, то вдруг оказывается, что выплаты только процентов отдельными регионами — почти сравнялись с годовыми доходами. Их ситуация оказывается еще более плачевной, чем всей страны в целом. И чем губернаторы собираются расплачиваться — совершенно не ясно.
Россия находится на грани формирования многочисленных, скажем так, внутренних Греций в Евросоюзе. То есть когда исключить нельзя, так как это приведет к распаду страны, а заплатить нечем. И ждет нас поздно или рано череда внутренних дефолтов.
Да и на внешнем рынке сегодня картина складывается такая же. Россия находит средства на текущие выплаты. Дальнейшее заимствования невозможны, причем не только из-за санкций, но и из-за риска сырьевой экономики, на который инвесторы пойти не готовы. Это значит, определенный статус кво если и поддерживается, то только пока платить надо проценты. Но обязательно должен случиться дефолт России, когда настанет час выплаты номинала.
Дефолт России: кто будет платить
Формально, когда гром грянет, власть наверняка надеется сослаться на то, что долгов наделали корпорации, а не сам Кремль. И с полной уверенностью можно сказать, что этот трюк не пройдет. Потому что контрольные пакеты акций этих самых компаний до сих пор принадлежат государству, а топ-менеджеры назначены действующей властью.
В этом плане власть страдает иллюзией. Дело в том, что с точки зрения российского законодательства деньги корпораций и государства — разные. Более того, во внутренних делах это даже становится отличной возможностью для злоупотреблений. Попробуйте что-то украсть из бюджета в министерстве и ведомстве — это тюрьма. А из акционерного общества, принадлежащего государству — запросто, так как это независимый хозяйствующий субъект.
Но вот в чем проблема: мировые банкиры и управляющие фондами не любят терять свои деньги. Так что отсрочить черный день календаря, возможно, удастся, но отменить возврат долга — вряд ли. И расплачиваться придется не кому-нибудь, а россиянам.
По последним оценкам, каждый из граждан страны должен не более и не менее 3549 долларов США — за всю путинскую компанию у власти. Казалось бы, это не так много. Но надо учитывать, что эта цифра получена путем деления долга на всех граждан, включая детей, пенсионеров, инвалидов, безработных, и так далее.
Беда не приходит одна, и к моменту дефолта России уровень безработицы составит, как это можно вывести из опыта других стран в аналогичной ситуации, по меньшей мере 25%.
Кроме того, надо понимать, что аппетит у российской элиты — нескончаемый, и даже в сумме выплат, приходящихся на каждого, необходимо сделать поправку на воровство и коррупцию. По аналогии с тем, что происходит сегодня, из этого долгового трансферта так или иначе будет украдено примерно процентов 50, никак не меньше.
Как же все это произойдет, когда напрямую предложить заплатить долг «Газпрома«, ВТБ или «Роснефти» государство не может? Да очень просто: налогами. Сокращением импорта, которое никоим образом не будет замещаться чем-то произведенным внутри страны. Урезанием социальной сферы. Включением печатного станка. Очередным витком девальвации. В общем, возвратом в ситуацию даже не 1998 года, а к тому, что мы видели в самый черный период для нашей страны — в эпоху распада СССР, то есть 1989-1991 годы. Причем без света в конце тоннеля, без перспективы выхода из кризиса, потому что нынешняя власть меняться не планирует. А этим — денег больше на воровство и коррупцию никто в мире не даст.
Алексей Суховерхов, allinvestments.ru
Мда,печально как!
Никакой печали Герасим! Статья очень позитивная. А произошедшее с Му-Му пусть пугает Пу-Пу.
Насчет туризма-верно подмечено.Надо,чтоб мы отдыхали у себя на огородах.