Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Путин не знает, как вернуть на рельсы буксующую экономику

Путин не знает, как восстановить экономикуРоссийская экономика сокращается последние полтора года, а у Владимира Путина все еще нет плана по ее восстановлению. С начала 2014 года президент уделял практически все внимание вопросам внешней политики. Теперь необходимость вновь расшевелить экономику ставит Путина перед сложным выбором: подчиниться требованиям рынков или защищать отстроенную под Кремль систему.

«Путин проводит смело политические и геополитические решения, но медлит с экономическими — это потому, что ему сложнее даются экономические решения», — сказал бывший министр экономики РФ Евгений Ясин. «Требуются серьезные и решительные меры», чтобы вывести экономику из текущей стагнации, «но у меня такое ощущение, что президент не готов к такого рода решениям», сказал он.

По-видимому, худший этап рецессии — самой длительной за 16 лет президентства Путина — позади, но даже чиновники признают, что катализаторов для восстановления экономики на горизонте не видно. Подстегнуть рост мог бы резкий скачок цен на нефть, но мало кто из экспертов ожидает подобного сценария.

В поисках совета

Обвал нефтяных котировок нанес удар по бюджету РФ, а санкции США и Европейского союза ограничили доступ к капиталу, лишив власти возможности прибегнуть к стимулам наподобие тех, что быстро вывели экономику из предыдущей рецессии в 2009 году. Центральный банк, в свою очередь, дал понять, что в условиях более чем 7-процентной инфляции возможностей для резкого смягчения денежно-кредитной политики также нет. Компании и потребители продолжают сокращать расходы.

В последние месяцы Путин сформировал два консультативных центра для разработки мер по оживлению экономики. Целью, по его словам, является ежегодный рост на 4 процента — это при том, что большинство экономистов прогнозируют, что в следующем году он составит 1,2 процента. И все же это намного ниже темпов, наблюдавшихся во время его первых двух президентских сроков в 2000-2008 годах, когда рост экономики зашкаливал на фоне стремительного роста цен. Продолжающаяся стагнация также угрожает геополитическим амбициям Путина, ограничивая его в средствах на наращивание военной мощи.

Среди самых разных экспертов, привлеченных к обсуждению вариантов возобновления роста, уже звучат диаметрально противоположные мнения, говорят чиновники и другие участники дискуссий. Это в корне отличается от подхода президента к вопросам внешней политики: советы в отношении конфликтов на Украине и в Сирии Путин готов был выслушивать лишь от узкого круга своих ближайших соратников.

Самым именитым советником стал экс-министр финансов Алексей Кудрин, которому в 2000-2011 годах было поручено заложить основы бюджетной стабильности. Его назначение в апреле главой Центра стратегических разработок вызвало надежды на то, что Путин поддержит призывы Кудрина ослабить госконтроль над экономикой для стимулирования малого бизнеса и сократить дефицит бюджета в целях борьбы с инфляцией. Международный валютный фонд в июле включил этот совет в свой ежегодный доклад по экономике РФ.

Путин перестал быть любимцем фортуны

Волшебная палочка

Однако пока президент, похоже, ищет другие средства, которые позволили бы как по мановению волшебной палочки реанимировать экономику — как это было в середине 2000-х годов в период роста цен на нефть, говорят участники обсуждений. Меры, предложенные Кудриным, могут вызвать недовольство влиятельных лиц в госкомпаниях, поскольку сократят их возможности, и рискуют снизить популярность власти у населения, если повлекут сокращение расходов бюджета. Это особенно опасно для руководства страны в преддверии президентских выборов 2018 года.

«Они могут написать радикальную нереализуемую в политическом плане программу, но тогда будет взято то, что будет работать, а остальное не возьмут, — сказал экс-заместитель министра финансов Олег Вьюгин, который входит в состав совета Центра стратегических разработок. — Мандат дан Кудрину, но пока он ничего не стоит».

Путин скорее прислушается ко мнению представителей разных лагерей, чтобы минимизировать общественное недовольство и удовлетворить интересы ключевой элиты, чем выберет универсальную стратегию, говорят участники обсуждений. Результат может оказаться противоречивым. Например, предполагалось, что запланированная на этот год приватизация компаний приведет к сокращению доли государства в экономике, но в числе потенциальных покупателей некоторых активов могут оказаться крупные госкомпании и фонды.

Второй консультативный центр, учрежденный Путиным, — специальная комиссия по «приоритетным проектам», нацеленная на стимулирование роста в краткосрочной перспективе, — полагается на излюбленный метод Кремля — директивы.

«Приоритет — нацпроекты, на которые надо находить деньги», — сказал Сергей Дубинин, бывший председатель Банка России, а сейчас член совета директоров Банка ВТБ. «Для таких приоритетов требуется ручное управление», — добавил он, имея в виду сильный госконтроль, который приверженные свободному рынку экономисты, в том числе Кудрин, считают основным препятствием к росту.

Согласно результатам опроса, проведенного Блумберг, большинство экономистов считает, что ценам на нефть придется долго оставаться ниже $40 за баррель, чтобы Кремль пошел на политически болезненные реформы.

Получив весной этого года назначение от Путина, Кудрин сказал, что будет добиваться агрессивных реформ. «Моя цель — показать, что если не заниматься институтами, то роста экономики не будет», — сказал он в мае. Реакция Путина на его предложения была прохладной, сказали источники, присутствовавшие на том совещании в Кремле. Он отверг все предложения пойти на уступки для снижения напряженности в отношениях с Западом, чтобы ослабить давление на экономику.

«У Путина, как мне показалось, очень много других забот, — сказал уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов, который принимал участие на заседании президиума Экономического совета с Кудриным в мае. — Он даже на этой встрече в основном говорил о внешней политике».

Сокращенный перевод статьи «Putin’s Economy Is Stuck and He Doesn’t Know How to Get It Going», Bloomberg L.P.

Читайте также:

1 комментарий

  1. Олег:

    Инфляция за последние несколько десятков лет превратилась в жупел, которым пугают общественность. Хотя статистика красноречиво свидетельствует, что нормальный экономический рост вполне себе возможен и при инфляции в 5-15%, даже 20%. Делать самоцелью доведение этого уровня до 3-4% — высшая глупость. Ну кто, скажите мне, заметит разницу в инфляции в 2-3-5%? Да никто! А под этим соусом ограничиваются инвестиции и тормозится экономика. Искусственно тормозится.
    Да и источники инфляции у нас всем известны — коррумпированные госмонополии во всех секторах экономики… С ними монетаристскими методами ЦБ бороться бесполезно. Основной удар в такой «борьбе» приходится по частному сектору и домохозяйствам. Вороватые чиновники чувствуют себя по-прежнему отлично.
    В этом свете предложения Столыпинского клуба были наилучшим вариантом. Но, к сожалению, либеральная шайка в правительстве отговорила президента от их реализации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *