Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Приватизационный триллион: продать акции дорого будет сложно

Зачем Кремлю масштабная приватизацияВ России стартовала новая волна приватизации. За 52,2 млрд рублей на Московской бирже проданы 10,9% госакций алмазодобывающей компании «Алроса». Эта сделка воодушевила представителей экономического блока.

Министр экономического развития Алексей Улюкаев, заявил, что планы по приватизации других государственных компаний по-прежнему в силе. В 2016 году власти намереваются продать акции «Роснефти», «Башнефти», «Совкомфлота», а также ВТБ. Если планы по реализации хотя бы трех активов осуществятся, это будет успехом, считает министр. Власти планируют пополнить федеральный бюджет на 1 трлн рублей.

По словам заместителя директора Института «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» Валерия Миронова, этой суммы было бы достаточно, чтобы покрыть значительную часть дефицита бюджета. Но у приватизации могут быть и другие задачи. Например, передача госпакета эффективному собственнику. Однако последний не всегда может предложить высокую цену на аукционе. Акции «Алросы», например, были проданы ниже биржевой цены. Росимущество определило цену одной акции в 65 рублей. После заключения сделки цена на бирже подскочила до 71 рубля.

Эксперты считают планы Минэкономразвития по получению 1 трлн рублей сомнительными.

Так, экономический обозреватель Борис Грозовский отмечает, что деньги, полученные от приватизации, действительно могли бы помочь бюджету, однако, учитывая текущую конъюнктуру, министру экономразвития вряд ли удастся собрать 1 трлн рублей. Росимущество, скорее всего, будет продавать только миноритарные пакеты «Башнефти» и «Роснефти». Контроль над компаниями все равно останется в руках государства.

При этом компании эти весьма специфические. «Башнефть» уже однажды была приватизирована, а потом опять национализирована. Эта история негативно сказывается на инвестиционном, правовом климате.

Кусочек «Роснефти» мог бы стать привлекательным активом для инвесторов, но и здесь есть свой подводный камень. «Роснефть» не очень любит платить дивиденды ни государству, ни остальным своим акционерам, отмечает эксперт.

«Соответственно, тут у инвесторов могут быть большие вопросы о том, надо ли такую компанию покупать. Компания находится на особом счету у государства, она не живет по правилам рынка. Что с того, если ты купишь маленький пакет акций этой компании? С одной стороны, у тебя на балансе лежат акции, которые не приносят особого дохода. С другой стороны, перспективы роста акций российских компаний вообще ужасно сомнительны при нынешней политике. Продать их по высокой цене будет очень сложно», — сказал Грозовский.

Руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников отметил, что приватизации ВТБ препятствуют санкции. У инвесторов появится интерес к активам банка только в случае смягчения санкций. Шансы на продажу «Башнефти», «Роснефти» и «Совкомфлота», по его мнению, также невелики.

Экономист напомнил, что активы госкомпаний должен приобрести стратегический инвестор. Об этом не раз говорило и само правительство. «Другой вопрос, кто будет этим стратегом. Здесь требуются серьезные переговоры, пакетные решения по взаимным уступкам. Все очень непросто. Не исключаю, что часть сделок будет перенесена на 2017 год. В такой ситуации рассчитывать на 1 трлн рублей — это очень оптимистичный взгляд в будущее. Получение хотя бы половины этой суммы можно считать безусловным успехом. Мне кажется, что если проводить продажи в следующем году, то шансов на успешную реализацию активов, проведение сделок было бы больше», — рассказал Масленников.

Валерий Миронов также считает, что «мы получим несколько меньшую цифру, чем ту, которую заявляют власти».

По словам Масленникова, «сегодня российские активы недооценены». Сделка же должна измеряться не только вкладом инвесторов в бюджет РФ, но и приоритетами стратегического развития нефтегазового, транспортного, банковского секторов, отметил экономист.

В целом вероятность продолжения приватизации эксперт оценивает в 50%.Причин несколько — во-первых, неясно, как отреагируют Европейский ЦБ и Банк Японии на ситуацию в Европе после Brexit. Кроме того, август традиционно сопровождается новостями о проблемах в китайской экономике. Во-вторых, осенью ожидается повышение ставки Федеральной резервной системы.

Заместитель директора Института «Центр развития» НИУ «Высшая школа экономики» Валерий Миронов отмечает, что даже если получить 1 трлн рублей от приватизации в 2016 году не удастся, все равно нужно «следовать графику». Необходимо привлекать эффективных инвесторов, причем не только российских, но и иностранных.

По мнению эксперта, в условиях санкций, которые распространяются не только на российские госкомпании, но и негласно на всех остальных, будет трудно найти иностранного инвестора. Но заинтересоваться в российских активах могут японские компании. Эта страна обладает хорошими технологиями и огромными валютными резервами. Планируется, что президент РФ Владимир Путин посетит страну восходящего солнца осенью 2016 года. Не исключено, что в ходе этого визита в рамках политических торгов удастся договориться о привлечении японских инвесторов в Россию.

В целом же эксперты признают первый опыт по продаже госактивов «нормальным», если считать это экспериментом — все-таки подобных сделок не было давно. И это первый «тест» в условиях санкций, который должен заставить власти задуматься над тем, как действовать дальше.

Александр Калинин, Росбалт

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *