Президент ОПЕК: справедливая цена на нефть — $65 за баррель
Президент ОПЕК и министр энергетики Катара Мохаммед аль-Сада заявил, что обеспечение надёжности поставок сырья зависит от стабильной стоимости барреля нефти при минимальной цене в 65$, сообщает агентство AP. Несмотря на благоприятное развитие рынка нефти, министр признал, что фьючерсы на куплю-продажу нефти до сих пор не торгуются по «справедливой» цене.
Напомним, что 17 апреля в Катаре прошли переговоры по заморозке добычи нефти, участие в которых приняли все страны ОПЕК (за исключением Ирана), а также Россия, Казахстан, Азербайджан, Оман и Бахрейн. Однако положительного результата они не принесли. По некоторым сообщениям, сделку о заморозке добычи мог сорвать саудовский министр обороны Мохаммед бин Салман.
«Если ОПЕК и не входящие в ОПЕК крупнейшие добытчики нефти считают, что тема заморозки остаётся актуальной, значит, переговоры будут продолжаться», — считает Мохаммед аль-Сада.
Катар и другие страны-члены ОПЕК соберутся в Вене на следующей неделе, чтобы обсудить дальнейший план действий. Однако эксперты не ожидают значительных сдвигов в переговорах.
Комментарий Анатолия Несмияна
Президент ОПЕК министр нефти Катара Мохаммед аль-Сада сообщил, что справедливой ценой на нефть он полагает 65 долларов за баррель. Учитывая, что Катар и Саудовская Аравия действуют вопреки друг другу, понятно, что катарский министр делает намёк своим саудовским «коллегам», что их стратегия на снижение цены будет встречать серьезное противодействие.
Рынок физической нефти сегодня весьма неустойчив — восстанавливается нефтедобыча в канадской Альберте после грандиозного пожара, Ирак бьет рекорды по добыче и экспорту нефти, Иран вполняет программу по возвращению на рынок, наращивая и добычу, и экспорт. Россия не отстает — кризис снижает внутренний спрос на нефть, и она идет на экспорт. Саудовская Аравия заявила о скором росте и без того беспрецедентно высокой добычи. Это все факторы, давящие на цену вниз. С другой стороны, в предкатастрофичном положении находится Венесуэла, упала добыча в Нигерии после терактов — и это факторы, вытягивающие цену вверх.
Однако есть и еще один фактор, который пока обходится молчанием — продолжается накопление излишков нефти в танкерах. Три ключевых точки мира — рейды вблизи терминалов Гонконга, Малайзии и южного побережья США — угрожающе переполняются стоящими на рейде супертанкерами, которые используются в качестве плавучих хранилищ.
Скрины с сегодняшних данных системы он-лайн мониторинга:
Возле Гонконга и Сингапура, которые являются крупнейшими юго-восточными азиатскими хабами, в таких плавучих хранилищах собрано уже около 50 миллионов баррелей нефти, и запасы стремительно растут — примерно на 6-8 млн ежедневно. Число идущих в сторону ЮВА танкеров больше числа уходящих — что вызывает ассоциации с детской задачей про басейн и две трубы.
Логика в таком хранении присутствует только в одном случае — если трейдер надеется продать нефть через некоторое время дороже текущей цены, однако за хранение приходится платить — приблизительно стоимость одного супертанкера емкостью в миллион баррелей составляет 20 тысяч долларов в сутки. Трейдерам приходится прибегать к банковским кредитам для фрахта танкеров, что создает совершенно новую ситуацию, которой не было ранее.
Однако если цена нефти не будет расти более быстрыми темпами, чтобы покрыть убытки, в какой-то момент трейдерам придется продавать запасы, рассчитывая уже не на прибыль, а на фиксирование убытков. Понятно, что в складывающейся обстановке стабильная ситуация будет сохраняться лишь до той поры, пока у кого-то не сдадут нервы.
Если это произойдет — все предположения и расчеты могут пойти прахом, и тогда рынок бумажной нефти, который сегодня и определяет цену, окончательно оторвется от рынка физической нефти, и в таком случае привести его обратно в соответствие будет весьма проблематично.