Реальные доходы продолжают падение. Россияне перешли на дешевую еду
Реальные располагаемые доходы россиян в апреле текущего года в годовом выражении упали на 7,1%, следует из информации Росстата о предварительной оценке социально-экономического положения России. За период с января по апрель реальные доходы сократились на 4,7%. Таким образом, апрель стал худшим для реальных доходов россиян месяцем с начала 2016 года и с мая 2015 года, когда доходы россиян по сравнению с маем 2014 года сократились на 7,7%.
Ранее Росстат приводил данные, согласно которым реальные доходы в марте 2016 года снизились на 1,8%, в феврале — на 4,5%, в январе — на 5,5%. В первом квартале реальные доходы сократились на 3,9%. По сравнению с мартом реальные доходы в апреле текущего года выросли на 8%.
Среднемесячная начисленная заработная плата в апреле 2016 года, по оценке Росстата, составила 36,2 тыс. руб. и по сравнению с апрелем 2015 года выросла на 5,4% в номинальном выражении. В реальном выражении заработная плата россиян в апреле в годовом выражении снизилась на 1,7%.
Безработица в апреле 2016 года, по информации Росстата, составила 5,9%. Это на 1 процентный пункт меньше, чем в предыдущем месяце. В численном выражении безработица равна 4,5 млн человек.
Ранее Bloomberg сообщал, что Банк России сможет дополнить статистическую картину данными о динамике зарплат, которые помогут ему принять решение по процентным ставкам в следующем месяце. Издание отмечало, что снижение доходов может заставить регулятор пересмотреть свою политику, после того как он шесть раз подряд оставил ключевую ставку без изменений.
Источник — РБК
Россияне перешли на дешевую еду
Введение продовольственного эмбарго вместе с резким падением доходов россиян привело к снижению качества потребления: граждане РФ вынуждены переходить на дешевые продукты и все больше тратить на еду, заключили эксперты аналитического центра при правительстве. При этом российский продовольственный рынок в целом не ощутил отрицательного воздействия «антисанкций»: рынки мяса, молока, овощей и фруктов переориентировались на российских производителей и компании, импортирующие продукцию из стран, не попавших под санкции.
Как следует из доклада аналитического центра при правительстве РФ «Продовольственное эмбарго: итоги 2015 года», введение Россией в августе 2014 года продуктового эмбарго на поставки из ЕС и США (без учета Турции и Украины) обошлось странам-поставщикам в $9,3 млрд. Товары из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии запрещены к ввозу в Россию на один год.
Эксперты констатируют, что продовольственные рынки уже адаптировались к «антисанкциям» различными способами. Например, рынок мяса и молока — за счет роста внутреннего производства, а рынок рыбы — за счет отказа в пользу более дешевого мяса. Рынок фруктов и овощей понес небольшие потери за счет роста непромышленного приусадебного производства и частичного переключения на поставщиков из стран, не попавших под санкции.
В то же время «антисанкции» привели к существенному перераспределению российского рынка. Так, многие иностранные бренды и компании-импортеры ушли либо снизили свою долю, что привело к некоторому росту долей рынка у крупных компаний, появлению новых небольших отечественных производителей, а также росту доли собственных торговых марок торговых сетей. «Смена поставщиков была оплачена покупателями путем роста цен, относительную выгоду при этом получили частично российские производители и торговые предприятия, которые в значительной мере пересмотрели поставщиков, а также запустили собственные торговые марки», — отмечается в докладе.
Эксперты вынуждены констатировать снижение качества потребления, в том числе связанное с резким падением реальных доходов населения (в 2015 году реальные располагаемые доходы и средняя зарплата в реальном выражении сократились на 4% и 9,5% соответственно). «Уже с 2014 года доля продуктов питания в потребительской корзине возобновила рост и достигла 38%. Это намного превышает уровни, типичные для развитых стран (10−20%) и даже для некоторых развивающихся стран (в Бразилии расходы на еду составляют 17,8%), но остается ниже многих стран СНГ (в Казахстане — 44,4%)», — пишут эксперты.
В докладе отмечаются две тенденции. Первая — потребители выбирают более дешевые товары, такие как крупы, макароны. Вторая — на рынке появляется фальсификат, например, поддельные сыры. «Выросла доля расходов на продукты питания и упала доля расходов на непродовольственные товары», — отмечают эксперты аналитического центра.
Эксперты прогнозируют не лучшие перспективы для российских производителей продуктов питания в случае отмены антисанкций. По их мнению, есть значительные риски перераспределения доли на внутреннем рынке в пользу импортных продуктов, а сохраняющаяся тенденция к снижению мировых цен на продовольствие будет препятствием к росту российского экспорта на новые рынки.
Дарья Николаева, Коммерсантъ-Online