Напёрсточники из Минфина и два акцизных рубля
Министерство финансов хочет отнять у утопающих в долгах регионов доходы от топливных акцизов. Давно славящийся изобретательностью по части отъема денег у населения Минфин разыграл еще одну виртуозную комбинацию — на этот раз с повышением топливных акцизов, которое было спешно одобрено и Госдумой, и Советом Федерации в один день.
Ведомство Антона Силуанова подготовило законопроект, лишающий региональные бюджеты 23% поступлений от упомянутых акцизов.
До сих пор такие доходы доставались регионам в полном объеме. Таким образом Минфин планирует заполучить для федеральной казны 68 млрд рублей в текущем году и 81 млрд — в 2017-м. Как будут восполнять выпадающие доходы на местах, в ведомстве, похоже, никого не волнует.
Получи свой золотой
Бензиновый акциз в соответствии с решением законодателей должен повыситься с 1 апреля на 2 рубля. Сборы с дизтоплива вырастут на рубль. В результате с каждой тонны проданного на внутреннем рынке бензина 5-го класса государство будет получать в виде акциза 10 130 рублей, с тонны солярки — 5293 рубля.
Аргументируя необходимость такого шага, глава Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что «это дополнительные деньги в регионы, бюджеты многих из которых худые, их надо пополнить». Об этом же говорилось в заключении правового управления Сената. Естественно, члены Совфеда — сами выходцы из регионов, прекрасно представляющие, как трудно нынче сводить бюджетные концы с концами на местах, — отвергнуть такое предложение не могли и проголосовали за.
Меж тем в Минфине — который, кстати, и стал инициатором повышения — уже тогда осторожно намекали на то, что рассматривают эту меру совсем в ином ключе. Заместитель главы ведомства Юрий Зубарев, выступая в Госдуме, заявил, что это «вынужденная мера по мобилизации доходов федерального бюджета». «В текущей крайне сложной бюджетной ситуации это единственный способ пополнить дорожные фонды», — подчеркнул замминистра.
Кто кого перехитрил
Это сейчас то, что Минфин изначально не собирался полностью отдавать регионам акцизные доходы, уже стало ясно как день: некоторые журналисты утверждают даже, что в ходе думского выступления Зубарев упоминал-таки, что средства будут зачислены в федеральный бюджет, который «сможет гарантировать неуменьшение как региональных, так и федерального дорожных фондов». Однако тогда парламентарии этих слов то ли не услышали, то ли предпочли не задумываться над ними. А в сопроводительных документах о передаче акцизных сборов в федеральный бюджет ничего не говорилось.
До 2014 года в России действовала формула, по которой 72% акцизных сборов оставались в регионах, а 28% перечислялись федеральному центру. Однако после того, как территории столкнулись с серьезными финансовыми трудностями и галопирующим ростом долгов, центр пошел им навстречу и разрешил оставлять себе 100% акцизных сборов.
Теперь Минфин уже в открытую говорит о своей идее, что называется, «отнять и поделить»: по мнению ведомства, 77% поступлений регионам вполне хватит, а остальное должно вновь пойти в государственную казну.
За чей счет праздник?
Нельзя не отметить, что повышение топливного акциза — один из любимых рычагов российского правительства по выжиманию дополнительных доходов в консолидированный бюджет. В 2013-м министры подняли акциз сразу в два раза. В этом году акциз на Евро-5 вырос с 1 января на 36%, а на дизтопливо — на 20,3%.
Тогда нефтедобывающие компании уверяли, будто не стали пропорционально повышать отпускную цену (впрочем, как и понижать вслед за падением цен на нефть). Однако в этот раз такие заявления уже не звучат. Руководство ЛУКОЙЛа и вовсе призналось, что, пытаясь сохранить цены прежними, компания понесет потери в 30 млрд рублей, чего, разумеется, не может себе позволить. А значит, за весенний акцизный рост совершенно точно придется платить потребителям. По мнению возглавляющего ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова, апрельское повышение акцизов приведет к 10-процентному росту цен на топливо в течение года.
В свою очередь, правительственные эксперты утверждают, что цены подрастут на 7–8%. Однако и в этом случае издержки для экономики будут огромны. Сильнее всего пострадают сферы с длинными логистическими цепочками: сельское хозяйство, строительство, ритейл; нет сомнений, что как минимум часть их затрат придется взять на себя рядовым гражданам.
Что такое хорошо и что такое плохо
Что же касается перекладывания госсредств по бюджетным карманам, то, с одной стороны, разница невелика: что из региональных, что из федерального бюджета сборы топливного акциза все равно должны идти только на строительство и обслуживание дорог. Но, с другой стороны, число территорий с профицитными бюджетами в РФ и без того постоянно сокращается с 2010 года. Пять лет назад их насчитывалось 20, а к 2015 году осталось 14. Долговая нагрузка для многих субъектов федерации уже стала неподъемной. До конца года регионы должны суммарно выплатить различным кредиторам 400 млрд рублей, а в 12 краях и областях долги превышают годовые доходы.
Именно по этой причине несколько лет назад федеральный центр решил помочь субъектам, дав им государственные займы для замещения коммерческих и ту самую возможность оставлять себе 100% акцизных сборов. Однако щедрости Минфина хватило ненадолго: подождав для проформы некоторое время, чиновники решили отобрать один из двух «пряников», выданных регионам.
А пока они думали, долговая нагрузка на регионы только за последний год возросла еще на 32%. В этих условиях зажимать один из немногих источников дохода — опрометчивый шаг.
Именно на региональные бюджеты приходится значительная часть социальных выплат и зарплаты сотрудников медицинских, культурных, образовательных и других госучреждений. Их дефолт хлестнет по благосостоянию миллионов людей, а через их пустеющие кошельки доберется и до сферы потребления. Следом начнут страдать уже малый и средний бизнес, автопром, строительство жилья — словом, все отрасли, завязанные на внутренний рынок. Вот он и готов — новый виток кризиса.
Страшно подумать, что придумает Минфин, чтобы с ним справиться…
Источник — «Русская планета»
С кого бы еще содрать копеечку и отправить в США.