Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Падение «Газпрома»: иск на €759 млн, обвал рейтинга, подготовка к низким ценам

Падение "Газпрома"В топ-500 самых дорогих брендов по версии компании BrandFinance в 2016 году попали только четыре российские компании — Сбербанк, «ЛУКойл», «Газпром» и МТС. Рейтинг 2016 года недосчитался двух отечественных компаний, которые были в рейтинге топовых брендов в 2015 году, — ритейлерская сеть «Магнит» и оператор мобильной связи «Мегафон».

«Лидером» падения стала госкомпания «Газпром», которая в рейтинге упала сразу на 187 позиций и заняла 299-е место, МТС упала с 390-й позиции на 437-ю, Сбербанк опустился с 147-го места на 205-е. Рост продемонстрировал только «ЛУКойл», который за год поднялся с 245-го места на 230-е. Первое место в 2016 году заняла американская компания Apple, второе — Google, третье — южнокорейская компания Samsung.

«Газпром» получил иск на €759 млн за отказ от «Южного потока»

Закрытие проекта «Южный поток» обернулось первым крупным иском для «Газпрома», передает РБК. Итальянский подрядчик Saipem, выбранный для строительства подводной части газопровода, требует от него €759 млн.

Saipem направила заявление об арбитражном разбирательстве при Международной торговой палате в Париже c подконтрольной «Газпрому» South Stream Transport B.V. в ноябре 2015 года, следует из материалов для инвесторов итальянского подрядчика, с которыми ознакомился РБК. South Stream Transport — оператор строительства подводной части «Южного потока», который должен был пройти по дну Черного моря в обход Украины, но так и не был реализован. Saipem требует от него €759 млн.

Компания уточняет, что эта жалоба может быть включена в общий иск о взыскании убытков за расторжение контракта и неустойки с дочерней структуры «Газпрома», сумма ущерба подсчитана еще не полностью. Уже 15 декабря South Stream Transport была уведомлена о готовящемся арбитражном процессе, следует из материалов Saipem.

Представитель South Stream Transport передал РБК через официального представителя «Газпрома», что компания получила уведомление от Saipem о подаче иска в арбитраж из-за спора по контракту на строительство «Южного потока». South Stream Transport пыталась договориться об урегулировании спора мирным путем, но итальянский подрядчик решил судиться, добавил он. South Stream Transport намерена защищать свои интересы и полностью оспаривает претензии Saipem, утверждает представитель компании. Детали судебного процесса представитель South Stream Transport комментировать отказался.

Saipem, которая уже участвовала в крупных проектах «Газпрома» — Nord Stream по дну Балтийского моря и черноморском «Голубом потоке» в Турцию, в марте 2014 года была избрана генеральным подрядчиком строительства первой нитки подводной части «Южного потока» по дну Черного моря из России в Болгарию. «Газпром» оценивал стоимость контракта в «порядка €2 млрд». Помимо разработки документации и строительства первой нитки подрядчик должен был возвести технологические объекты на берегу и обустроить участки пересечения береговой линии. Уже через месяц Saipem совместно со швейцарской Allseas Group подписали контракт на строительство второй нитки газопровода (в задачу итальянского подрядчика входило «обеспечение строительства»), его сумма не раскрывалась. Но газопровод так и не был построен из–за претензий Евросоюза, утверждавшего, что «Южный поток» не соответствует нормам Третьего энергопакета. Официально проект был закрыт 1 декабря 2014 года.

На смену «Южному потоку» пришел «Турецкий поток» (должен был пройти также по дну Черного моря, но уже в Турцию), для реализации которого «Газпром» также решил привлечь Saipem. За простой судов итальянской компании в болгарском Бургасе «Газпром» даже заплатил около $300 млн, писали «Ведомости». Но вскоре после того, как флот компании в июне 2015 года пришел из Бургаса в Анапу, чтобы начать стройку, «Газпром» расторг и этот контракт — из-за коммерческих разногласий. А после того как турецкая авиация сбила российский истребитель в ноябре и отношения между Москвой и Анкарой ухудшились, строительство «Турецкого потока» пришлось отложить на неопределенный срок.

Согласно материалам Saipem, в 2014 году компании было заплачено по контрактам на «Южный поток» €495 млн, за первый квартал 2015 года — еще €300 млн. Весь расторгнутый контракт с South Stream Transport в документе оценивается в €1,2 млрд. Сумма иска в €759 млн складывается из оценки уже сделанных работ (по строительству «Южного потока»), сообщил РБК источник в итальянской компании. По его словам, эта сумма может быть увеличена за счет ущерба из-за расторжения контракта и неустойки. Официальный представитель Saipem не ответил на запрос РБК.

По словам источника РБК в «Газпроме», знакомого с деталями проекта «Южного потока», Saipem требует полной оплаты прекращенного контракта в €1,2 млрд. Но российская компания готова заплатить только за выполненные работы (причем признает не все счета, выставленные Saipem) и неустойку. Общую сумму, признаваемую «Газпромом», собеседник РБК не назвал, но сказал, что она составляет «свыше €700 млн» за вычетом уже перечисленных Saipem средств.

Партнер юридической компании ЮСТ Александр Боломатов указывает, что международный арбитраж при Международной торговой палате в Париже один из самых авторитетных и дорогих в Европе, который тщательно и долго рассматривает такие дела. Если Saipem и South Stream Transport прописывали в контракте оговорки о возмещении расходов в случае досрочного расторжения контракта по инициативе заказчика, шансы итальянского подрядчика в суде высоки, считает он. Наверняка Saipem может получить компенсацию своих фактически понесенных расходов, доказанных соответствующими документами, но она может быть гораздо ниже запрошенной в иске, добавляет юрист.

Директор консалтинговой компании East European Gas Analysis Михаил Корчемкин считает, что сумма иска Saipem уже включает долги за простой судов и оговоренную компенсацию за досрочное прекращение контракта. В случае разрешения спора мирным путем «Газпром» может попросить у Saipem скидку при реализации другого проекта — Nord Stream 2 по дну Балтийского моря. В середине января предправления монополии Алексей Миллер говорил, что итальянский подрядчик один из претендентов на эту стройку. Но тендер еще не объявлен. Представители «Газпрома» и Saipem не стали комментировать, повлияет ли судебный процесс в международном арбитраже на их дальнейшее сотрудничество.

СПГ стоит дорого, покупайте российский газ

Американский сжиженный газ, экспорт которого в Европу должен начаться в первом квартале (конце февраля — начале марта), обойдется Старому Свету дороже, чем газ на спотовых площадках. Такие данные приводит «Газпром» в презентации к серии встреч с инвесторами, которая начнется именно с США — в понедельник День инвестора прошел в Нью-Йорке.

«Общие затраты на американский СПГ в 2016 году выше, чем цены европейских хабов. Цена включает в себя транспортировку от Henry Hub до Лейк-Чарльз в Луизиане, сжижение, морскую транспортировку и регазификацию в Великобритании», — пишет «Газпром» в своей презентации.

«Для нас настоящее удовольствие находиться в Нью-Йорке… Мы вернулись сюда после годичного перерыва, и мне бы хотелось вернуться к двум самым известным цитатам из кино и литературы. Самое известное из Терминатора, который говорил «Я вернусь» (I’ll be back). Вторая — из «Малыша и Карлсона», где Карлсон улетел, но тоже обещал вернуться. Мы улетели, но обещали вернуться. Так вот мы вернулись», — поприветствовал инвесторов заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Медведев, открывая Investor Day.

Особых сюрпризов инвестиционному сообществу компания не преподнесла — члены правления подводили производственные, но не финансовые итоги ушедшего года; давали осторожный прогноз на будущее. Медведев, отвечающий в «Газпроме» за экспортную политику, в почти сорокаминутной речи рассказал о надежности и незаменимости российского газа, по крайней мере для Европы.

Текущие цены на европейских спотовых хабах находятся в районе отметки $160 за тысячу кубометров.

Как ожидается, первая отгрузка американского СПГ с завода Sabina Pass в Луизиане состоится в конце февраля — начале марта. Большую часть СПГ (3,5 млн тонн в год) в первой линии мощностью 4,5 млн тонн в год законтрактовала BG Group.

Подготовка к низким ценам

В «Газпроме» начали тестировать варианты бюджета компании при падении цены на нефть до уровней $25 и $20 за баррель. Об этом, как передает ТАСС, рассказал первый заместитель начальника финансово-экономического департамента Игорь Шаталов на встрече с инвесторами в Нью-Йорке.

«Заложенная в бюджет цена на нефть $50 за баррель была ниже большинства прогнозов аналитиков, но мы параллельно сделали сценарий с ценой нефти $35 за баррель… Сейчас мы ведем работу по анализу сценариев с ценой нефти $25 и $20 за баррель», — сказал он.

Член правления газового холдинга Олег Аксютин в ходе той же встречи заявил, что в компании считают временным текущее падение нефтяных цен. Также Аксютин подчеркнул, что государство заинтересовано в сохранении целостности группы «Газпром». «Особенно в текущий кризисный период», — отметил топ-менеджер.

Зампредправления «Газпрома» Александр Медведев рассказал инвесторам, что компания готова предоставить Европе любой объем из прогнозируемого прироста спроса в 140 млрд куб. м к 2025 году. Он уточнил, что «Газпром» не исключает участия в ряде проектов в Иране, ориентированных на экспорт. Медведев также заверил инвесторов, что компания не боится конкуренции, «будь то Иран или другие потенциальные поставщики».

В сообщении холдинга со ссылкой на председателя правления Алексея Миллера говорилось, что «Газпром» в январе текущего года увеличил экспорт в дальнее зарубежье на 36% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 15,1 млрд куб. м. «Спрос на российский газ в дальнем зарубежье продолжает уверенно расти. По предварительным данным, поставки «Газпрома» на этот рынок в январе 2016 года увеличились на 36,1% по сравнению с тем же периодом 2015 года и составили 15,1 млрд куб. м. Наибольший рост демонстрируют ключевые страны — потребители российского газа. В частности, экспорт в Германию вырос на 50,9%, в Великобританию — на 185,7%, в Италию — на 16,1%, в Польшу — на 67,2%», — сказал Миллер на оперативном совещании.

Ранее в январе о расчете стрессового сценария с ценой на нефть $20–25 за баррель и даже ниже рассказал финансовый директор Сбербанка Александр Морозов. По его словам, базовый сценарий, заложенный в бизнес-план на 2016 год, предполагает, что средняя цена на нефть марки Brent в 2016 году составит $35 за баррель (против $50 за баррель, заложенных в базовый сценарий, подготовленный в конце 2015 года). При этом средний курс доллара составит 77,4 руб., предыдущий сценарий предполагал средний курс около 60 руб.

По словам главы компании ЛУКОЙЛ Вагита Алекперова, в компании готовятся к средней по 2016 году цене барреля нефти $30. При этом стрессовый сценарий предусматривает падение цены до $20. Алекперов считает, что критическим моментом для российской нефтянки станет падение цен на нефть ниже $24 за баррель.

​«Ниже этой цены очень много проектов, даже действующих, будет остановлено», — пояснил Алекперов.

Источники: РБК, Газета.ру, РИА Новости

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *