Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Кризис и потребительский спрос: пациент скорее мертв, чем жив

В 2009 году в России из-за глобального экономического кризиса начал угасать потребительский спрос. Эксперты считают, что это связано с сокращением кредитования, и улучшения ситуации в ближайшее время не ожидается.

«Кредитование в последние годы не только являлось топливом для наращивания скорости потребительских расходов, но также является индикатором того, насколько потребители уверены в завтрашнем дне», — считает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич.

С начал года месяц от месяца наблюдался спад продаж в магазинах. По данным Росстата в июле произошел резкий спад, так что о «дне» говорить рано. Компаниям приходится думать об оптимизации производства, чтобы справиться с падением спроса. «Этот процесс довольно долгий, но первым этапом станет сокращение фонда оплаты труда. Это мы видели в первой половине года и, скорее всего, увидим в ближайшие месяцы, хотя и не в том же объеме. За рубежом наметились некоторые признаки стабилизации спроса и предложения, и второй волны обвала российского экспорта уже, можно надеяться, не произойдет», — прогнозирует эксперт.

Сейчас время перейти ко второму этапу оптимизации производства — повышению производительности труда и совершенствованию технологий. Опросы рекрутинговых компаний не вселяют оптимизма. Избежавшие сокращения сотрудники не стали работать лучше, часто они даже хуже исполняют свои обязанности. «Вместо западной тенденции «надо показать, на что я способен», включается восточный пессимизм «зачем работать лучше, я все равно следующий», здесь революции быть не может, — говорит Купцикевич. — Остается только ожидать, что российский ЦБ сумеет добиться, чтобы кредиты для компаний стали дешевле, так как 20% -25% годовых по кредитам для компаний, особенно при высокой загруженности уже существующими долгами, выглядит нереальной цифрой. Доступ к кредитным деньгам позволит оснастить компании более качественным оборудованием».

Сокращение продаж в потребительском сегменте на 10% в рублях и на 25-30% в долларовом эквиваленте говорит не только о спаде спроса, но и об изменении потребительских предпочтений. На ежедневные нужды (продукты питания, оплата коммунальных услуг, транспорта и другие необходимые расходы) россияне тратят около 70% доходов. Поэтому поле для экономии не велико — то, что необходимо каждый день покупать приходится, вне зависимости от желания. Лишь некоторые статьи расходов позволяют сэкономить. Наши соотечественники отказываются от некоторых видов продуктов, а также стараются запастись «подушкой безопасности», сократив те траты, которые можно отложить (одежда, обувь, бытовая техника).

«Стоит ли надеяться, что цены на нефть и другое сырье, которое мы экспортируем, вновь вернется к максимумам 2008 года, равно как и доверие иностранных кредиторов, готовых давать в долг российским компаниям и банкам? Мы сможем забыть о «тощем 2009», как о страшном сне, вновь сосредоточиться на поднятии своего имиджа и показного уровня жизни путем покупки дорогих вещей в кредит. Вспоминается слоган из рекламы: «Нет, сынок, это фантастика!»», — подводит итог Александр Купцикевич.

по материалам пресс-службы FxPro, источник — ФИНАМ.info

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *