Спасать реальный сектор от кризиса государство не намерено

Министр финансов Кудрин недавно заявил, что дополнительное вливание госсредств в экономику опасно. Под видом макроэкономической максимы скрывается простой факт: государство не может себе позволить наращивать расходы из-за огромной дыры в бюджете.

Нельзя увеличивать государственное финансирование российской экономики, заявил вице-премьер министр финансов Алексей Кудрин журналистам во вторник, 1 сентября, во время визита в Финансовую академию. Наращивание госвложений происходит «за счет увеличения дефицита бюджета и за счет использования резервов», что сравнимо с дополнительной эмиссией денег, сказал Кудрин, отметив, что «это может возобновить проблемы с инфляцией и ростом процентных ставок, а мы, наоборот, стремимся снизить ставки (цитата по ИТАР-ТАСС). По мнению Кудрина, тех средств, которые были направлены на поддержку российской экономики, «достаточно».

«Это вынужденное поведение в условиях огромного бюджетного дефицита,- говорит директор департамента стратегического анализа консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев.- В этом случае увеличивать расходы действительно категорически нельзя».

На экономику денег нет

В 2010 году дефицит российского бюджета составит 7,5% ВВП, или 3,2 трлн руб. (для сравнения, в этом году он, по оценке Минфина, достигнет 9,4% ВВП, или 3,6 трлн руб.). Увеличивать его нельзя: это максимальный показатель, который страна может себе позволить и тем самым «гарантировать сохранение макроэкономической устойчивости», подчеркивал ранее российский премьер Владимир Путин. Запланированный дефицит в следующем году «съест» все сохранившиеся к тому времени финансовые резервы страны.

Увеличить финансирование реальной экономики за счет других статей расходов также не представляется возможным. 73% расходов бюджета-2010 приходится на социальные обязательства (пенсии, соцпособия, демографические программы и т. д.), а специфика такова, что их нельзя не выполнить или выполнить частично: это приведет к социальным протестам. А практически все остальные несоциальные статьи расходов, за исключением трат на оборону, проведение саммита АТЭС и финансирование Олимпиады-2014 в Сочи, и так пришлось урезать до минимума.

«Власти не выделили в качестве приоритетных направлений финансирования то, что действительно в нем нуждается, но взяли на себя явно завышенные соцобязательства и сформировали бюджет с огромным дефицитом. Таким образом, правительство попало в ловушку», – считает Игорь Николаев. Поэтому Кудрин и был вынужден прийти к решению, что дальнейшее увеличение финансирования экономики опасно.

Поддержка без эффекта

Деньги, потраченные на соцрасходы, доходят до экономики далеко не в полном объеме. Формируя бюджет, правительство рассчитывало, что, например, повышение пенсий будет способствовать росту расходов населения, а значит, подстегнет спрос. В реальности же оказалось, что часть этих денег население сберегает. По данным АСВ, во II квартале 2009 года население «резко усилило сберегательную активность», положив в банки 17,1% своих доходов против 8,7% в I квартале. А с начала текущего года, по данным ЦБ России, вклады физлиц в российских банках выросли на 12% (только за июль рост составил почти 2%).

О том, что в экономику эти деньги не поступают, свидетельствуют и показатели оборотов розничной торговли в России. За семь месяцев 2009 года падение составило 3,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. По прогнозу Минэкономразвития, спад торговли в России в 2009 году достигнет 5,8% по сравнению с 2008 годом.

Но даже инвестиции, направленные непосредственно в реальную экономику, не всегда могут дать нужного эффекта. «Если оказывается точечная поддержка избранным системообразующим предприятиям, то она скорее дестимулирует развитие, т. к. фактически полностью проедается или идет на погашение долгов, как, например, это происходит с АвтоВАЗом», – говорит Игорь Николаев.

Эффективным для экономики является кредитование реального сектора. Именно этого уже давно требует от российских банкиров правительство. Зимой 2009 года от госбанков требовали увеличивать кредитный портфель на 2% в месяц. А конце июня Владимир Путин озвучил план по кредитованию предприятий – до 300 млрд руб. до 1 сентября и до 400-500 млрд руб. до 1 октября. Кроме того, правительство в очередной раз потребовало от банков снизить стоимость кредитов. Эти меры действительно помогли нарастить объемы кредитования. Правда, эксперты сомневаются в качестве таких кредитов. «Банки были вынуждены следовать политической установке, и ради выполнения нормативов многие из них жертвовали качеством таких проектов», – считает Игорь Николаев.

Автор Наталья Гайдаш, источник — GZT.RU

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *