Российская финансовая элита набирает вес в Кремле
Как сообщил российскому изданию «Ведомости» источник в правительстве, всем российским министерствам было приказано сократить свои бюджеты на 2016 год на 10%. Если какое-нибудь министерство или агентство не представит к пятнице бюджет в сокращенном виде, Министерство финансов, как сообщается, само произведет эти сокращения. Эта жесткая директива является не только реакцией на тяжелую экономическую ситуацию в России, но и очевидным признанием Кремлем того, что он больше не может откладывать экономические реформы по политическим соображениям. Кроме того, это указывает на то, что российская финансовая элита набирает вес в Кремле.
Несмотря на попытки Министерства финансов сформировать в ходе напряженных дебатов в Кремле бюджет на основе более низких цен на нефть, предложенный российским правительством бюджет был утвержден с учетом того, что в 2016 году средняя цена на нефть (марки Urals), останется на уровне около 50 долларов за баррель. Однако в последние два месяца средняя цена нефти Urals колеблется в районе 35 долларов. А за последние двое суток она упала до 29 долларов за баррель, что значительно ниже, чем в среднем 97 долларов, которые давали за баррель в 2014 году, или в среднем 51 долларов за баррель — в 2015 году. Сохраняющиеся низкие цены на нефть послужили для Министерства финансов импульсом для принятия болезненных, но необходимых мер по сокращению бюджета. Даже президент Владимир Путин назвал сегодняшний бюджет нереалистичным.
Российское правительство лишь недавно протолкнуло аналогичное сокращение бюджета на 10%. Правда, тогда эта директива исходила непосредственно от Путина, и затрагивать военные расходы российский президент отказался вообще. Бюджет этого года еще жестче, чем в прошлом году, и предстоящие сокращения, по имеющимся сведениям, коснутся даже священного и неприкосновенного оборонного сектора. Единственная сфера, которую сокращения не затронут — это пенсии.
Гарантия сохранить пенсии демонстрирует растущую обеспокоенность Кремля по поводу социальной напряженности в России. Когда в 2015 году власти сократили пенсии и пособия, протестующие вышли на улицы по всей стране. Демонстрации, собиравшие в некоторых городах по 100 тысяч человек, стали самыми массовыми в России за последние десять лет. В крупных городах демонстранты перекрывали дороги, захватывали автобусы и брали приступом правительственные здания. Такая бурная реакция возникла в то время, когда российская экономика была относительно стабильной и развивалась. Теперь же экономика страны находится в рецессии, произошло ослабление рубля, а инфляция достигла почти наивысшего уровня с тех пор, как Путин пришел к власти. Сокращение пенсий в такой ситуации могло бы вызвать взрыв общественного недовольства.
И вместо того, чтобы сокращать расходы на социальные нужды, Кремль принимает нелегкое решение сократить военные расходы. Россия ведет активные военные кампании на Украине и в Сирии, а также пытается помешать укреплению сил НАТО у своих границ. Даже в первоначальном варианте жесткого бюджета на 2016 год расходы на оборону сокращены не были, хотя и увеличены они были всего на 0,8%. И если правительство сократит военные расходы на 10%, Россия сможет продолжать свои военные действия, но ей придется сократить расходы в других военных областях — например, на программу перевооружения.
Сокращение расходов на оборону стало бы исключительной победой для Министерства финансов, которое уже давно ведет борьбу с засевшей в самом сердце Кремля группой силовиков. Нынешний министр Антон Силуанов является ярым критиком политики расходов на оборону страны и грандиозную программу перевооружения. Бывший министр финансов Алексей Кудрин как раз по этой причине ушел в отставку.
С тех пор, как в 2011 году Силуанов занял пост министра финансов, его неоднократные попытки протолкнуть бюджетные и экономические реформы оказывались безуспешными, поскольку ему для этого не хватает политического веса. Силуанов не только вынужден сталкиваться с влиятельными кругами силовиков, он еще и расходится во мнениях с Путиным и премьер-министром Дмитрием Медведевым. Но в последние месяцы представители кремлевской финансовой верхушки завоевали благосклонность, поскольку из-за ухудшающейся в России экономической обстановки растут опасения в связи с социальной напряженностью.
Кроме того, ходят слухи, что Кудрин вернется в правительство. Многие в России и на Западе считают Кудрина одним из самых здравомыслящих финансистов страны. Он был министром финансов в те времена, когда российское руководство считало, что вопросы государственной безопасности и обороны важнее экономических и финансовых реформ. Уйдя из правительства, Кудрин работает с НКО, выступающими за развитие гражданского общества и защиту прав человека. Кудрин не только собрал группу надежных сторонников, он еще и привлек внимание тем, что выступил с призывом проведения досрочных президентских выборов. Среди других предпринимаемых им популярных шагов — то, что он в числе первых развил идею о необходимости убедить Запад снять санкции — и добиться возвращения в страну зарубежных инвесторов.
В понедельник «Ведомости» со ссылкой на неназванный источник, близкий к Кремлю, сообщили, что для Кудрина будет создана новая должность в Кремле, на которой он будет курировать экономическую политику. С июня 2015 года подобные слухи возникают регулярно, высказываются предположения, что Кудрин может со временем занять пост премьер-министра или даже попытаться баллотироваться в президенты. Сам Кудрин опроверг наличие таких честолюбивых планов, заявив, что предпочел бы вернуться в правительство в роли тактика. Но возвращение Кудрина в Кремль означало бы, что Путин согласен с проведением неудобных экономических реформ, к которым призывали как бывший, так и теперешний министры финансов.
С благословения Путина Кудрин с Силуановым могли бы обрести суммарный политический вес, необходимый для того, чтобы начать борьбу за изменение политики. Помимо сокращения бюджета (особенно оборонных расходов) этот дуэт хотел бы снизить участие российского государства в крупных государственных корпорациях — одним словом, в определенной степени провести децентрализацию экономики. Самой лучшей проверкой этой серьезной реформы стала бы предложенная приватизация 19% акций «Роснефти» — энергетической компании, принадлежащей тяжеловесу из числа бывших работников органов безопасности Игорю Сечину. Сечин обладает достаточным политическим весом, чтобы помешать реализации планов Кудрина и Силуанова в отношении «Роснефти», но поскольку финансовая элита привлекает к себе все больше внимания и становится более влиятельной, весы в этом году могут склониться в пользу Министерства финансов.
Источник — Stratfor, США. Перевод ИноСМИ