Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

В России дороги как в Нигерии: 123-е место из 140 возможных

Плохие дорогиСоставлен международный рейтинг состояния инфраструктуры различных стран. Россия по качеству дорог заняла 123-е место из 140 возможных в швейцарском рейтинге конкурентоспособности стран Global Competitiveness Report. По этому показателю РФ близка к Бенину, Нигерии и Сьерра-Леоне. Хотя власти и «совершили ряд важных шагов» для улучшения ситуации, в глобальном смысле российские дороги пока мало изменились, говорят эксперты.

Всемирный экономический форум (ВЭФ) подготовил глобальный рейтинг конкурентоспособности 140 стран мира Global Competitiveness Report 2015−2016 годов. Один из измеряемых показателей — качество инфраструктуры и дорог. На данный момент по этому показателю Россия находится на 123-м месте из 140 возможных. Последние десять лет положение РФ только ухудшалось: в 2009 году страна занимала 118-е место по качеству дорог, в 2013-м — 136-е. В прошлом году ситуация впервые улучшилась: Россия поднялась на 124-е место, в текущем году — еще на один пункт. Для сравнения: Бенин занял 124-е место, Нигерия — 125-е, Сьерра-Леоне — 122-е, Бразилия — 121-е. Хуже всего дороги в Гвинее, на Мадагаскаре и в Парагвае. Лучшие автомагистрали в ОАЭ, Нидерландах и Сингапуре.

Отметим, что остальные виды инфраструктуры оцениваются международными экспертами гораздо лучше: по качеству железнодорожного транспорта РФ заняла в 2015 году 24-е место, портов — 75-е, аэропортов — 74-е.

Напомним, что, по данным Росстата (2014 год), общая протяженность автомобильных дорог в РФ составляет 1,4 млн км, из которых 883,7 тыс. км — дороги местного назначения, 515 тыс. км — региональные дороги и 51,7 тыс. км — федеральные дороги. 70% дорог в России с твердым покрытием. С 2012 года общая протяженность дорог увеличилась примерно на 200 тыс. км.

«Оценка международных экспертов состояния нашей инфраструктуры, к сожалению, объективна», — пояснил «Ъ» директор Института экономики транспорта ВШЭ Михаил Блинкин. По его словам, развитие дорог в стране оценивается главным образом по трем показателям: количество населенных пунктов, не имеющих круглогодичного доступа к дорогам с твердым покрытием, железной дороге или портам, состояние улично-дорожной сети в городах и протяженность дорог первой технической категории (автомагистралей).

«Последних у нас порядка 5 тыс. км, это практически ничего для нашей страны, — говорит господин Блинкин.— В Китае таких трасс 25 лет назад не было вообще, сейчас 120 тыс. км. В США — 80 тыс. км. В России 46 тыс. населенных пунктов не имеют возможности круглый год добираться до других городов».

По его словам, за последние годы в России «сделаны серьезные шаги»: Росавтодор вышел на нормативное финансирование ремонта дорог (в регионах пока этого нет), а госкомпания «Автодор» активно привлекает инвесторов для строительства дорог первой технической категории (платные участки М11, М4 «Дон»). «Но этим никто не занимался десятилетиями, поэтому глобально мало что изменилось за последние годы, — объяснил “Ъ” Михаил Блинкин.— А переход со 123-го на 124-е место в рейтинге — это скорее в пределах погрешности методики».

Одновременно с публикацией рейтинга Global Competitiveness Report о ситуации в дорожной отрасли отчитался и Росавтодор. Напомним, что в рамках оптимизации бюджетных расходов агентство урезало финансирование дорожного строительства в 2015 году на 28%, до 92 млрд руб., а финансовую помощь регионам — на 13%, до 60 млрд руб. Тем не менее, по данным Росавтодора, в 2015 году в эксплуатацию будет введено 340 км новых федеральных дорог, 18 пешеходных переходов, 8,5 тыс. км федеральных трасс будет отремонтировано.

«К сожалению, есть и факты низкого качества выполненных работ, — заявил начальник управления эксплуатации автомобильных дорог Росавтодора Павел Ручьев.— Недавняя инспекционная поездка по трассе “Уссури” выявила неудовлетворительное выполнение капремонта на двух участках, в том числе в части устройства верхнего слоя покрытия. По данному факту будут приняты меры дисциплинарной ответственности».

Выступая на совещании по итогам года, глава Росавтодора Роман Старовойт назвал прошедший год непростым, в частности из-за запуска системы взимания платы с грузовиков «Платон», в рамках которой планируется собрать 40 млрд руб. в 2016 году и пустить их на региональные дорожные объекты. Несмотря на возмущение грузоперевозчиков и массовые протесты, продолжающиеся уже более месяца, вице-премьер Аркадий Дворкович накануне заявил, что «Платон» отключен не будет.

Иван Буранов, Коммерсантъ-Online

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *