Нуриэль Рубини рекомендует России отказаться от госкапитализма
России нужно пересмотреть свою модель госкапитализма, чтобы обеспечить рост экономики выше 1,5-2%. Об этом, а также о глобальных экономических вызовах рассказал в Москве американский экономист Нуриэль Рубини.
В последний год Россия фокусировалась на политике, вопросах безопасности — даже структура бюджета смещена в сторону расходов на оборону, однако необходимо сделать приоритетным экономическое развитие, заявил сегодня экономист Нуриэль Рубини на лекции РЭШ, форума «Открытые инновации» и Фонда Егора Гайдара в Москве. Он посоветовал отказаться от госкапитализма, повышать эффективность госпредприятий, начать приватизацию, поддержать конкуренцию.
Известный мрачными предсказаниями экономист считает, что в следующие несколько лет макроэкономическая составляющая в России будет достаточно стабильной, потому что государство решило не заливать деньгами внешний шок, а приспособиться к нему, сказал Рубини, отвечая на вопрос корреспондента РБК. Разумная политика позволит избежать разгона инфляции и бюджетного дефицита — и уже в этом году или в следующем можно рассчитывать на некоторое экономическое восстановление.
Однако потенциал восстановительного роста не превышает 1,5-2%, без реформ его не ускорить. Некоторые реформы в России проводятся, сказал Рубини, но происходит это слишком медленно, не поспевая за глобальными изменениями в экономике.
Рубини — президент компании Roubini Global Economics, которая занимается макроэкономическим прогнозированием. На 9 октября прогноз по России включал падение ВВП на 2,8%, инфляцию в 16%, снижение ключевой ставки ЦБ до 9,5% к концу года и курс доллара в 58 рублей. На 2016 год — рост ВВП на 0,4%, инфляция в 6,4%, ключевая ставка 8% и 60 рублей за доллар.
Консервативная Россия
Девальвация сделала российские компании более конкурентоспособными и позволила меньше импортировать. Вызов для страны в том, чтобы еще и быть способной экспортировать конкурентные товары за рубеж, говорит Рубини. Для этого одной девальвации недостаточно: нужны технологии, позволяющие товарам конкурировать на глобальном рынке. Это потребует от российских компаний операционной реструктуризации, считает экономист.
На данный момент Рубини положительно оценивает как монетарную политику и действия Центробанка, так и вектор фискальной политики. При высокой инфляции, по его мнению, Банк России правильно поступает, что проводит сдерживающую монетарную политику, не допуская чрезмерного обесценивания валюты и контролируя ожидаемую инфляцию. Что касается фискальной политики, то многие страны не скорректировали свои бюджетные дефициты: например, в Саудовской Аравии, по словам Рубини, дефицит сейчас составляет 25% от ВВП (по оценке МВФ, бюджетный дефицит Саудовской Аравии в 2015 году составит 19,5% ВВП). Но они не смогут поддерживать такой дисбаланс дольше нескольких лет, считает экономист. В России же сделали акцент на смягчение проблемы бюджетного дефицита — но не за счет «финансирования шока» [то есть фискального стимулирования], а за счет адаптации к новым условиям.
Бум закончился
В 2003-2013 годах, объясняет Рубини, развивающиеся рынки росли под действием трех глобальных факторов. Во-первых, рост экономики Китая составлял 10-11% в год. Китай тянул за собой другие страны, в том числе за счет огромного спроса на ресурсы. Во-вторых, цены на сырье переживали бум. И наконец, после глобального финансового кризиса Европа и США перешли на политику «количественного смягчения»: это высвободило ликвидность, которая потекла на развивающиеся рынки, где доходность была выше.
На этом фоне развивающиеся страны могли позволить себе стимулирующую монетарную и фискальную политику. Дефициты бюджета, бум кредитной ликвидности, фискальные стимулы — все это привело к искусственному росту. И позволило властям обходиться без структурных экономических реформ и оправдывать модель государственного капитализма по образцу Китая — с протекционизмом и реформами второго порядка. Такая ситуация была характерна для Китая, России, Индии, Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, означая отказ от рыночно ориентированных реформ.
Но теперь факторы, которые все эти годы поддерживали развивающиеся экономики, напротив, начнут тянуть их вниз. Китай в будущем сможет расти только на 5% в год. Бум сырьевых цен закончился — при том, что в мире создано много новых добывающих мощностей как за счет сланцевого бума и обнаружения новых запасов в Латинской Америке, так и за счет ресурсов таких государств, как Кения, Уганда и Мозамбик. Наконец, в ближайшее время Федеральный резерв США начнет сворачивать программу количественного смягчения: по словам Рубини, в декабре этого года или в следующем году ФРС начнет поднимать ставки, а значит, деньги потекут обратно на развитые рынки.
Качество, а не количество
Этот «разворот» факторов привел к замедлению экономик в Латинской Америке (Аргентина, Венесуэла, Чили, Перу, Колумбия), России — где ситуация усугубилась введением санкций и антисанкций, Украине, где в сочетании с гражданской войной все это привело к обвалу экономики и неустойчивому долгу. Ухудшились перспективы азиатских стран (Индия, Индонезия, Малайзия) и африканских (Нигерия, Ангола, Мозамбик).
Более устойчивыми оказались страны, которые запустили структурные реформы: Мексика — при президенте Энрике Пенья Нето, Индия — при новом премьер-министре Моди. В целом, если прежде прогнозы мирового роста составляли порядка 4% (развитые страны в среднем могли расти на 2% в год, развивающиеся — на 6%), то сейчас, с замедлением потенциала роста развивающихся экономик до 4%, мировой рост снизится до 3%.
При этом важно не забывать про качественные вопросы роста, помимо количественных, подчеркнул Рубини. Даже при 5% роста Китай способен достичь полной занятости, но высокие уровни промышленного загрязнения, проблемы безопасности продуктов питания и т.п. превращают Китай в «бомбу замедленного действия» в контексте большого количества людей, которые со временем столкнутся с проблемами со здоровьем. «Ключевая задача — более качественный росте, а не более высокий», — резюмировал экономист.
Парняга явно не в теме.