11 точек роста несырьевого экспорта России
В московском Центре международной торговли на 3-й ежегодной конференции «Российский несырьевой экспорт — вектор развития экономики» министры, представители правительства и ведомств, бизнеса и эксперты обсуждали перспективы российского несырьевого экспорта и механизмы его финансовой и нефинансовой поддержки. Особую роль в системе поддержки экспорта должен играть недавно созданный Российский экспортный центр, выступивший организатором конференции.
Вел первую пленарную сессию «Новый этап реформы государственной системы поддержки российского экспорта» генеральный директор ЦМТ Москвы, председатель комитета ТПП по вопросам экономической и интеграции стран ШОС и СНГ Владимир Саламатов.
Он представил расчеты ЦМТ (на основе статистики ФТС и ITC), показывающие текущее состояние российского несырьевого экспорта.
Гендиректор ЦМТ сообщил, что согласно официальным статистическим данным в первом полугодии 2015 г. по сравнению с аналогичным периодом 2014 г. наблюдался прирост физических объемов несырьевого экспорта на 11%.
Некоторое замедление темпов роста произошло в июле – сентябре этого года. Темп прироста физических объемов экспорта к началу осени снизился до 2,5%.
При этом, как подчеркнул Владимир Саламатов, на протяжении двух последних лет несырьевой экспорт превышает сырьевой не только по темам роста, но и по объемам в долларах (за 8 месяцев 2015 г. объем несырьевого экспорта составил $127 млрд, сырьевого – $107,5 млрд).
«Рост российского несырьевого экспорта – это очень позитивный фактор», — отметил гендиректор ЦМТ.
Темпы изменения физического объема экспорта
Также он представил данные за первое полугодие 2015 г. по объемам российского несырьевого экспорта в различные страны.
Основные направления российского несырьевого экспорта, млрд долларов США, первое полугодие 2015 г.
Лидирующее место в рейтинге основных стран российского экспорта занимают Нидерланды – $13,4 млрд.
«В Роттердаме находится крупнейший логистический центр, откуда продукция многих российских экспортеров направляется по всему миру. Значимым является российский экспорт в Китай, Италию, Турцию, Казахстан», — пояснил он.
При этом основным торговым партнером России остается ЕС, на который приходится почти 50% ее несырьевого экспорта ($58,9 млрд). На страны ЕАЭС приходится почти 9% объема российского несырьевого экспорта ($10,5 млрд). На страны БРИКС — 8% (более $9 млрд).
При этом наибольшую долю российского экспорта в своем импорте имеют страны, граничащие с Россией. Значительная доля российских товаров присутствует в импорте стран СНГ, Финляндии, прибалтийских государствах, Монголии.
Доля российского несырьевого экспорта в импорте стран-партнеров
При этом, как сообщил Владимир Саламатов, основную долю в российском экспорте занимают не сырая нефть и сырье согласно бытующему мнению, а несырьевые товары.
«Анализ показывает: мнение о том, что Россия в основном сырьевая страна, ошибочное. В 2014 году вклад российского экспорта несырьевых товаров в ВВП нашей страны составил 13,9%, а вклад в ВВП экспорта сырьевых товаров – 12,8%.
Иными словами, вклад экспорта несырьевых товаров в наш ВВП оказался больше, чем сырьевых. Если сравнить со странами со схожей структурой экспорта, то, например, в Норвегии вклад экспорта несырьевых товаров в ВВП — 11,7%, а сырьевых — 16,9%.
В Австралии вклад сырьевых товаров 9,2%, несырьевых – 7,3%. Можно согласиться с тем, что объем переработки или добавленной стоимости несырьевых товаров сегодня недостаточен, но в любом случае у нас улучшается структура экспорта с точки зрения сбалансированности сырьевых и несырьевых товаров», — отметил гендиректор ЦМТ.
Вклад экспорта несырьевых и сырьевых товаров в ВВП, 2014 г.
При этом, по его словам, кластерная структура несырьевого экспорта, рассчитанная на основе методики ВНИКИ, показывает, что он хорошо диверсифицирован по отраслям промышленности, секторам экономики. Более трети промышленных кластеров — это наукоемкая продукция, которая должна стать основой российского экспорта.
«Таким образом, у нас есть хорошая база, для того чтобы обеспечить прорыв в несырьевом экспорте», – заключил он.
Более того, по словам Владимира Саламатова, прорыв в отдельных областях уже произошел. По результатам 8 месяцев 2015 г. в несырьевом экспорте можно выделить десятки промышленных товаров, по которым есть стабильный рост поставок на протяжении четырех последних лет.
Например, микропроцессоры, бытовые стиральные машины, полиэфирные волокна, искусственные суставы. «Это – точки роста российского несырьевого экспорта», — пояснил гендиректор ЦМТ.
Министр экономического развития и торговли Алексей Улюкаев, выступая на сессии, подтвердил, что российский несырьевой экспорт в среднем ежегодно растет в физических объемах, причем темпами, не меньшими тех, которые заложены в правительственной «дорожной карте» поддержки экспорта – около 6% в год.
При этом нынешний спад в денежном выражении на 27% в основном объясняется снижением цен на сырье.
По словам министра, России сейчас особенно необходимо заниматься развитием несырьевого экспорта. Во-первых, цены на нефть в районе $50 за баррель – «это надолго», во-вторых сформировались серьезные глобальные вызовы: мировые темпы экономического роста за последние 15 лет упали в два раза (до 3%), а темпы роста мировой торговли впервые за много лет меньше, чем темпы роста мировой экономики, а страны пытаются создавать новые преференциальные глобальные торговые объединения (ТТП).
«Эти вызовы приводят нас к тому, что ничего иного, как развитие несырьевого экспорта, не существует. Импортозамещение и несырьевой экспорт – это две стороны одной медали», — пояснил он. Министр также отметил, что в условиях глобального замедления мировой экономики особенно большие темпы снижения роста демонстрируют развивающиеся рынки.
«И там самый большой прирост спроса на товары нашего несырьевого экспорта», — отметил Алексей Улюкаев.
Учитывая все новые вызовы, правительство намерено развивать и укреплять систему поддержки экспорта. Создан Российский экспортный центр (РЭЦ), который в режиме единого окна будет оказывать полный комплекс нефинансовой поддержки, услуг экспортерам. Конечная цель – помогать им выходить на традиционные рынки или открывать новые.
Также будет развиваться и существующая система финансовой поддержки экспорта, которую обеспечивают «Росэксимбанк», «Эксар» и система торгпредств.
Поддержке экспорта призвана способствовать и Торгово-промышленная палата, которая, являясь организацией бизнеса, имеет развитую инфраструктуру в регионах и за рубежом, а также сотрудничает с ТПП всех стран. В 71 стране ТПП организовала деловые советы для продвижения интересов экспортеров.
Глава палаты Сергей Катырин рассказал о возможностях ТПП по работе с экспортерами (сертификаты происхождения товаров, экспертиза, выставочная деятельность), которые могут быть полезны РЭЦ. Он также предложил РЭЦ сделать упор на поддержку малого и среднего бизнеса (МСП).
В России более 4 млн зарегистрированных предприятий МСП. Экспортеров из них — 0,5%. При этом в США 300 тыс. МСП занимаются экспортом товаров. В странах ОЭСР от 25% до 50% экспорта формируется в этом сегменте.
Заместитель министра промышленности и торговли Георгий Каламанов подтвердил выводы Владимира Саламатова. Он сообщил, что за последние 7 месяцев сырьевой экспорт снизился на 7%.
Снижение сырьевого и рост несырьевого экспорта он назвал «определенным трендом», который наметился в том числе и благодаря формированию системы поддержки экспорта.
«Цифры, которые мы сейчас увидели по несырьевому экспорту, по поставкам продукции с высокой добавленной стоимостью, говорят о том, что у нас в экономике и в части поддержки экспорта сбалансированная позиция», — отметил он.
По словам замминистра, сейчас после создания РЭЦ как единого окна для экспортеров окончательно сформирована система поддержки экспорта. «Мы можем двигаться дальше», — заявил он.
Георгий Каламанов сообщил, что при формировании отраслевых планов по импортозамещению министерство руководствовалось тем, что произведенные в ближайшие несколько лет товары обязательно будут востребованы на внешних рынках.
«Это основной посыл», — пояснил он и сообщил, что недавно созданный Фонд развития промышленности уже получил более 1200 заявок, 40 заявок принято. —
Это объективно прорывные направления в промышленности. Это и фармацевтика, и биофарм, и медицинская техника. Это те направления, которые мы поднимаем в нашей стране и которые будут востребованы на внешних рынках. Россия уже выходит на новые рынки – Иран, Латинская Америка, ряд африканских стран».
Также замминистра сообщил, что ВЭБ уже принял заявки по экспортным кредитам с субсидиарной поддержкой на 11 млрд руб., «Росэксимбанк» – на 6 млрд руб.
Первый заместитель руководителя аппарата правительства Максим Акимов рассказал о том, что правительство ждет от РЭЦ в рамках действующей «дорожной карты» по поддержке экспорта.
«Важно, чтобы РЭЦ стал одной дверью для компаний, которые не имеют вообще никакой внутренней компетенции по экспортной работе. Небольшие компании, которые пока и не видят своего продукта на внешних рынках, – вот целевая аудитория, надо до нее достучаться.
Есть и другая важная вещь: если РЭЦ сумеет вовремя ставить задачи перед правительством по снятию административных барьеров, по упрощению процедур, сможет нам в агрегированном виде выдавать запрос от бизнеса, это будет еще одна важная задача, которую РЭЦ должен решить», — объяснил он.
Генеральный директор РЭЦ Петр Фрадков, в завершение первой сессии конференции, согласился с видением первого замглавы аппарата правительства.
По его словам, практическая задача РЭЦ – наладить работу единого окна, наладить систему связи с министерствами и органами власти, наладить систему обратной связи с бизнесом.
Кроме того, по его словам, «надо популяризировать не только работу РЭЦ, но и важность и нужность экспортной деятельности, объяснять, что такое РЭЦ, для кого он работает, какие услуги он может предоставлять, его основные задачи».
«Главное – все должны понимать, что создание РЭЦ должно быть выгодно для бизнеса. РЭЦ – это инструмент для использования бизнесом в своей работе. Только тогда мы сможем сказать, что центр состоялся.
Другие же показатели – рост экспорта и увеличивающееся количество экспортеров – это следствие этой работы, принципа одного окна, который мы создали. Важно, чтобы бизнес имел возможность через нас доводить до правительства, органов власти свои запросы», — пояснил Петр Фрадков.
РЭЦ уже прорабатывает со средними российскими компаниями 73 проекта поставок продукции за рубеж. Это компании из IT-отрасли, компании, связанные с производством электрооборудования, компонентов автомобильной промышленности, производители продуктов питания и т. д.
Источник — Вести-Экономика