Вето на проверки: выживаем при кризисе с новым законом
1 мая вступил в силу многообещающий предпринимателям закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Иными словами, закон об ограничении числа проверок и о снятии некоторых других административных барьеров. Будет ли закон работать и что думает бизнес-сообщество о новом документе в нормативной базе, разбирались корреспонденты «Московского бухгалтера». Ниже — статья с подробностями и развернутыми комментариями предпринимателей.
6 апреля, выступая перед Госдумой и рассказывая об антикризисной программе на 2009 год, глава правительства Владимир Путин в который раз назвал создание благоприятных условий для предпринимательства в числе основных приоритетов. Премьер-министр напомнил: «Уже отменены явно избыточные полномочия органов внутренних дел по контролю над предпринимательской деятельностью. Будет сокращен перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации».
Комментируя уже принятые законодательные решения о введении с 1 июля ограничений на проверки, председатель правительства обратил внимание депутатов на дату вступления закона в силу: «Почему только с 1 июля? Непонятно, видимо, какое-то объяснение есть, но посмотрим, может быть, можно ускорить», — отметил Владимир Путин.
Уже 17 апреля Госдума приняла решение о вступлении Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ в силу с 1 мая 2009 года (с полной версией этого документа вы можете ознакомиться в справочной правовой системе КонсультантПлюс).
Автор законопроекта, председатель Комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Евгений Федоров, резюмировал текст документа: «С 1 мая ни один контролирующий орган не имеет права проверять предпринимателя чаще, чем раз в три года, причем проверять по одним требованиям будет только один орган».
Два и более раза в три года проверять смогут только бизнесменов, работающих в социальной сфере, в области здравоохранения и образования.
О проверке предприниматель будет извещен за 3 дня до ее начала. Кроме того, ежегодный сводный план проверок можно найти на сайте прокуратуры.
Закон становится общим нормативным актом, регулирующим все виды проверок, за несколькими прямо указанными исключениями. В пунке 3 ст. 1 гл. 1 этого закона отмечено, что оперативно-розыскные мероприятия и следственные действия, финансово-бюджетный надзор, налоговый контроль, банковский надзор этим законом не контролируются. Также не попадают под действие нормативного акта расследование причин возникновения чрезвычайных ситуаций, массовых заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, контроль на границе и некоторые другие случаи.
Законом предусматривается преимущественно документарная проверка, которая не отвлекает предпринимателей от работы. Длительность и документарной, и выездной проверки не может превышать 20 рабочих дней. По срокам проведения ревизии в отношении малого предпринимательства вводятся ограничения: не более 50 часов для малых предприятий и 15 часов для микропредприятий в год. В исключительных случаях возможно продление процедуры контроля — на 20 дней для малых и на 15 часов для микропредприятий.
Отмечена в законе и недопустимость взимания с предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю — то есть все возможные экспертизы и исследования теперь производятся из средств бюджета. Ранее отдельные положения Закона № 134-ФЗ устанавливали возможность взыскания с индивидуальных предпринимателей по требованию органа государственного контроля денег, потраченных на проведение исследований и экспертиз, в результате которых были выявлены какие-либо нарушения.
И, как пояснил Евгений Федоров, если проверка будет проведена госорганом не по правилам, то ее результаты не будут являться доказательствами нарушений предпринимателей.
Предпринимателю и руководителю движения «За честный рынок» Илье Хандрикову еще до вступления в силу этой нормы удалось избежать штрафа, документы на который были оформлены с ошибками:
— В прошлом году пожарная инспекция выписала мне штраф в 15 000 рублей. Когда оформляли предписание, допустили в нём ошибку — неверно указали название фирмы. Я написал в префектуру письмо, и это совпало с заявлениями президента об ужесточении контроля за проверяющими. Я просил или выдать новые документы о проверке, или отменить штраф, так как нарушение мы в трехдневный срок исправили. И мне удалось добиться отмены штрафа. Тогда это было исключение, сейчас же должно стать правилом.
Отдельно прописаны в законе и положения о внеплановых проверках — процедурах, которые особенно возмущали предпринимателей. Теперь такие ревизии возможны только с санкции прокурора. Основанием, согласно ст. 10, является или невыполнение бизнесменом ранее выданного предписания об устранении нарушения, или поступление в органы госконтроля информации о противоправных действиях предпринимателя.
Источниками таких сведений могут оказаться частные лица, предприятия, органы власти или средства массовой информации. К противоправным действиям относятся, например, возникновение угрозы жизни, здоровью людей, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде. Внеплановая проверка возможна и в случае нарушения прав потребителей. Конечно, такие факты госконтролерам необходимо будет подтвердить документами и потом уже обращаться за санкцией к прокурору.
Кроме того, исключена возможность анонимного «доноса»: обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган контроля, не могут являться основанием для проверки.
Информацию о незаконных проверках обещают предавать огласке. Президент России Дмитрий Медведев уточнил последствия противоправных действий в отношении малого и среднего предпринимательства:
— Как минимум, там возникает дисциплинарная ответственность, а если выявляются какие-то коррупционные элементы, то и уголовная. Информация о подобных случаях обязательно должна предаваться огласке, чтобы неповадно было соваться, когда не следует. Наблюдать за исполнением закона поручено специальному подразделению Генпрокуратуры, такие отделы сейчас созданы в каждом субъекте РФ. Прокуроры на местах будут следить, чтобы любое вмешательство контролирующих органов было законно, и пресекать случаи необоснованных проверок деятельности малого и среднего бизнеса. Генпрокуратура уже сформировала сводный план проверок, и каждый предприниматель может с ним ознакомиться на сайте этого ведомства.
Департамент государственного регулирования в экономике Минэкономразвития разработал проекты типовых документов, касающихся новых правил проведения проверок предпринимателей. Среди них форма распоряжения или приказа органа государственного или муниципального контроля о проведении проверки, форма заявления о согласовании надзорными органами проведения внеплановой выездной проверки с прокуратурой, типовая форма акта проверки, форма журнала учета проверок предпринимателя. Все эти документы можно изучить на официальном сайте Минэкономразвития.
Также в функции Минэкономразвития теперь входит подготовка ежегодного сводного доклада о состоянии государственного и муниципального контроля.
Подобного закона ждали давно. Административные барьеры и «дополнительные расходы» на постоянные проверки традиционно называются предпринимателями «удушающими» и «мешающими бизнесу нормально развиваться». Помогут ли такая систематизация проверок и ужесточение контроля за проверяющими малому бизнесу? Сами предприниматели в этом очень сомневаются.
Вице-президент общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Владислав Корочкин отпускает новому нормативному акту всего полгода жизни: «Этот закон снизит уровень вымогательств на первом этапе всего на полгода. Рейдерских захватов с помощью прокуратуры это не отменяет. Законы, конечно, можно распространять на кого угодно, но что делать, когда представитель местной власти, слуга народа, попросту плюет на действующее законодательство?»
Сергей Борисов, президент «ОПОРЫ России», приводя пример с законом об ограничении полномочий милиции, тоже не уверен, что закон о проверках изменит ситуацию: «Уже каждый десятый предприниматель говорит о случаях противоправной деятельности со стороны правоохранительных органов, хотя вроде уже начал действовать федеральный закон, который сокращает действия милиции по отношению к бизнесу. «Прессовать» стали еще жестче. Мы видим ужесточение позиции проверяющих, прежде всего налоговых органов, которые откровенно притесняют малый бизнес.»
Предприниматель Илья Хандриков разделяет пессимистичное настроение коллег: «Будет ли это дело работать? Трудно сказать. Думаю, что пока местные власти не имеют достаточного бюджета — нас будут обирать. На первый взгляд закон, конечно, позитивный. В условиях годовалой давности это был бы очень своевременный документ. В настоящее время есть другие важные задачи. Мои знакомые сейчас просто «посылают» проверяющих. Какие проверки? Оборотных средств нет, кредит не взять, налоги… Тут проверки отходят на второй план. Трагедия в том, что государство отстает от потребностей бизнеса.»
Бизнесмены не верят в силу нового закона, но надеются, что хотя бы его некоторые положения будут работать. Владислав Корочкин, в частности, отметил важное нововведение — процедуру согласования проверок с прокуратурой: «Конечно, сам закон предоставляет проверяющим массу лазеек, и мало надежды, что все прокуроры Российской Федерации, особенно оказавшись под «валом» запросов, будут так уж детально разбираться с каждым конкретным случаем. Но, во-первых, все-таки в каждом случае есть надежда. А во-вторых, теперь, по крайней мере, есть куда и кому жаловаться…
Согласно новому закону жаловаться могут как предприниматели, так и на них. Напомним, основанием для внеплановой проверки может стать, например, банальный «донос» — никакой ответственности за ложные (в том числе заведомо ложные) сообщения законом не предусмотрено. Илья Хандриков считает, что это серьезная недоработка: «Ведь такие «сигналы» могут поступать и от конкурентов. Должен быть регламент какой-то. Ведь можно так «обсигналить» — что у меня тут и оружие, и все, что угодно. И будут приезжать каждый день…»
Особую настороженность вызывает у предпринимателей и такое основание для проведения внеплановой проверки, как «нарушение прав потребителей» (в случае обращения граждан). «Можно сколь угодно часто писать «кляузы» на неугодного предпринимателя и утверждать, что у него просроченный товар, это может стать формальным поводом для усмирения неугодного предпринимателя», — уверен заместитель руководителя Центра экспертизы проблем предпринимательства «ОПОРЫ России» Андрей Шубин.
Кроме того, Андрей Шубин отметил, что не регламентировано максимальное общее время всех контрольно-надзорных мероприятий в отношении одного предприятия в течение года: ««ОПОРА России» предлагала установить для всех органов контроля совокупный годовой срок проведения проверок. Именно такой посыл был заложен в концепции законопроекта. Принятая редакция устанавливает, что «общий срок проведения плановой выездной проверки в отношении одного субъекта малого предпринимательства не может превышать 50 часов для малых предприятий и 15 часов для микропредприятий в год». После прочтения данной нормы в таком виде проверяющий орган может сделать вывод о том, что каждый из контролирующих органов имеет право проверять малое предприятие 50 часов в течение года. Норма прямо не закрепляет, что общее количество времени для всех контролирующих органов в совокупности не может превышать 50 часов.»
Но самое главное упущение, считают бизнесмены, что закон не установил следующее правило: целью проверок является приведение деятельности предприятия в соответствие с требованиями действующего законодательства, а не выявление нарушений и наложение взысканий. Илья Хандриков напомнил, как еще год назад предпринимательство требовало, чтобы первая проверка не штрафовалась. «Лучше бы проверяющие рассказывали, как сделать правильно, советовали мне. А они же приходят просто обирать!»
Источник — журнал «Московский бухгалтер»