Цель холодной войны — скрыть экономический спад в России
Возрождающаяся холодная война российского президента Владимира Путина с Западом отчасти имеет целью скрыть экономический спад в его стране. Это безрассудная стратегия — не в последнюю очередь в силу того, что она еще больше усугубляет этот спад. Последствия для Путина и для глобальной безопасности могут быть самыми плачевными.
Отправив весной 2014 года войска на Украину, Путин внес серьезные изменения в свои политические расчеты. Вместо того, чтобы обещать россиянам благополучие в обмен на признание его неоспоримой власти, он апеллирует к националистическим страстям. Такой сдвиг отвлекает внимание от его бесхозяйственности в экономике, от повсеместного кумовства и от неспособности страны снизить свою зависимость от экспорта нефти и газа. Эта политика, обеспечиваемая пропагандой по принципу «с нами или против нас», также обеспечивает прикрытие все более жесткому преследованию путинских критиков.
Последствия такой политики становятся все более очевидными. Не имея опоры в виде высоких нефтяных цен и сталкиваясь с препятствиями в виде западных санкций, Россия попала в рецессию гораздо глубже той, которую в 2009 году пережили Соединенные Штаты. Хотя официальные цифры безработицы по-прежнему низки, другие показатели указывают на увеличение скрытой безработицы — это когда люди ходят на работу, но не получают зарплату. По данным Федеральной службы государственной статистики, задолженность по зарплате в сентябре была на 29% выше по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
Бюджет следующего года ждут проблемы. Лишившееся доходов правительство столкнется с трудным выбором, стремясь сбалансировать интересы пенсионеров, государственных служащих и военных.
Если спад окажется временным, Путин имеет все шансы благополучно пережить его. Рейтинг его одобрения превышает 80%. Но все чаще появляются свидетельства того, что он нанес долговременный ущерб. Его жесткая хватка в экономике душит динамизм и предприимчивость, которые нужны России для экономического восстановления.
Задумайтесь о реакции производителей продовольствия и автомобилей на прошлогоднюю девальвацию рубля и запрет на западный импорт. Эти компании должны были процветать, забрав долю рынка у иностранных конкурентов, как они сделали это после краха рубля в 1998 году. Но на сей раз все иначе. В августе производство продуктов питания, напитков и табака увеличилось всего на 0,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, согласно данным, проанализированным Bloomberg. Производство автомобилей сократилось на 28%.
Сокращаются и инвестиции. Во втором квартале они снизились на 8,4% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, и это стало самым резким падением с 2009 года. В связи с этим трудно понять, откуда может взяться мощный экономический подъем. Экономисты прогнозируют анемичный рост вплоть до конца 2017 года.
Устойчивость России и ее способность к восстановлению трудно переоценить, особенно когда на службу ставится патриотизм. Но в какой-то момент экономические неудачи покажут, что к ним причастно руководство страны. А это опасно, так как в стране нет системы упорядоченной смены власти. Непонятно, что будет после Путина — и изменения могут оказаться не в лучшую сторону как для России, так и для Запада.
В общих интересах Кремль должен сменить курс, добиться отмены санкций и приняться за осуществление экономических реформ. В противном случае России и ее соседям следует готовиться к худшему.
Источник — «Bloomberg», США; оригинальное название — «It’s the Economy, Putin»; перевод InoSMI