Кризис и тенденции развития Интернета в России
Как сообщает Финам.Инфо, рынок развлечений и СМИ во всем мире сохраняет рост, и лишь в России он переживает спад. Тем не менее, эксперты прогнозируют восстановление рынка в 2011 году. Совокупные темпы годового роста всемирного рынка развлечений и СМИ в целом, включая как потребительские расходы, так и расходы на рекламу, составят 2,7% в течение всего прогнозного периода, и к 2013 году объем рынка достигнет 1,6 триллиона долларов США. Цифровые технологии в ближайшие 5 лет будут приобретать все более широкое распространение во всех сегментах индустрии, отмечается в исследовании PricewaterhouseCoopers «Всемирная индустрия развлечений и СМИ: прогноз на 2009–2013 годы».
При этом, российский рынок развлечений и СМИ претерпит существенные изменения. Если на протяжении последних лет рынок рос внушительными темпами (двузначные показатели), то в этом году потребительские расходы на развлечения и СМИ снизятся. Эта тенденция сохранится и в 2010 году. Зато уже в 2011 году рынок восстановится, а в 2012-2013 годах вернется к двузначным темпам роста.
Важную роль в развитии российского рынка СМИ и развлечений будет играть Интернет. Совокупный темп годового роста сегмента рекламы в сети и мобильной рекламы составит 20,6%, тогда как потребительские расходы на получение доступа будут расти на 19,6% в год. За счет сегмента доступа в Интернет совокупные темпы годового роста индустрии развлечений и СМИ в России составят 3,7% в год в период с 2009 по 2013 год. В 2008 году специалисты оценивали российский рынок в 23,53 млрд долл. США, а к 2013 году ожидается рост до 28,26 млрд долл. США.
Отметим, Россия обладает самой обширной абонентской базой телефонного доступа в интернет в Центральной и Восточной Европе, около 5,2 млн домохозяйств в 2008 году. По оценкам PwC, к 2013 году количество домохозяйств с телефонным доступом в Интернет будет снижаться в среднем на 1,8% и через пять лет составит 4,7 млн. Количество же домохозяйств с широкополосным доступом к Сети будет расти в ближайшие пять лет в среднем на 16% в год.
Предполагается, что дальнейшее проникновение Сети будет происходить именно за счет широкополосных подключений, и к 2013 году их количество составит 21 млн домохозяйств. Потребительские расходы на получение доступа к сети в 2008 году составили $2,6 млрд и в ближайшие 5 лет будут расти в среднем на 19,6% в год. К 2013 году объем российского рынка доступа увеличится до $6,5 млрд.
Растущая доля Интернет-рекламы и мобильной рекламы на мировом рынке рекламных услуг возрастет примерно с 12% в 2008 году до 18% в 2013 году.
В исследовании также подчеркивается, что ускоренный переход к цифровым технологиям привел к углублению и распространению новых потребительских привычек и так называемых «цифровых поведенческих типов»: потребители стремятся получить больший контроль над тем, где, когда и каким образом они потребляют контент, в то же время более тщательно, чем когда-либо прежде, следя за своими расходами и стремясь получить максимальную отдачу от вложенных средств.
Что касается такого сегмента развлечений, как кино, в 2008 году российский рынок продолжил свое успешное развитие, и вырос на 27,5 %, что стало лучшим показателем среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки. Расходы на продукцию киноиндустрии (посещение кинотеатров, покупку и прокат кинофильмов на различных носителях) составили более $1,4 млрд, при этом кассовые сборы кинотеатров достигли $827 млн, что на 46% больше чем в 2007 году. Но эксперты не ожидают сохранения данной тенденции из-за сокращением потребительских расходов в сложившейся экономической ситуации.
Объем российского рынка телевизионной рекламы в прошлом году вырос на 22,3% и составил $5,5 млрд. Рост рынка выражался двузначными показателями в течение последних пяти лет, однако специалисты прогнозируют спад в этом сегменте в условиях кризиса, и к 2013 году этот сегмент вырастет всего до $5,8 млрд.
Российская индустрия наружной рекламы в 2008 году заняла первое по величине место среди стран Европы, Ближнего Востока и Африки – $1,8 млрд, но в следующие 5 лет эксперты ожидают спад.
Российский рынок печатных СМИ в 2008 году оценивался в $2,3 млрд, из них затраты на рекламу составили $551 млн. Специалисты отмечают, что нынешний экономический спад привел к ускорению и интенсификации процесса перехода на цифровые технологии, причем как среди поставщиков, так и среди потребителей контента. Именно этим фактом обусловлено дальнейшее снижение темпов роста рынка печатной рекламы, в среднем на 2,9% в год. Рекламодатели переключают свое внимание на электронные форматы газет, о чем свидетельствует совокупный показатель темпов годового роста в этом сегменте – 13,2%.
Книжный рынок России (не включая профессиональную литературу) в прошлом году составил $2,745 млрд, но к 2013 году данный сегмент снизится до 1,9 млрд долл. США. Эксперты ожидают, что расцвет формата электронной литературы придется на 2011-2012 годы. Сегмент профессиональной литературы составил в 2008 году около $319 млн.
Эксперты отмечают, что переход на цифровые технологии в сочетании с растущими расхождениями в показателях доходности различных сегментов и рынков приведут к появлению такого ландшафта на рынке развлечений и СМИ, который будет характеризоваться огромным множеством бизнес-моделей и гораздо более индивидуальным, узкоспециализированным подходом.
по материалам исследования PricewaterhouseCoopers, источник — Финам.info