Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Воскресное чтиво. Призрак дефолта ‘98 останется призраком

Кризис-1998«Девальвации не будет. Это я заявляю четко и твердо. И я тут не просто фантазирую, это всё просчитано…» — помните? Так сказал Ельцин в середине августа 1998 года. А через три дня правительство Российской Федерации объявило дефолт по внутренним обязательствам, ЦБ России отпустил рубль в валютный коридор, его курс рухнул за две недели с 6,3 до 9,33 р./$, а 1 октября доллар стоил 16 рублей.

Об азиатском кризисе, который предшествовал техническому дефолту по внутренним долговым обязательствам 17 августа 1998 года в России, было рассказано в статье «Новый азиатский обвал. Обвалит ли ФРС США экономики развивающихся стран» (см. ниже).

По прошествии 17 лет Россия снова стоит перед опасностью кризиса, зарождающегося в Азии. И, как видно из публикаций СМИ, США решатся на повышение ставки ФРС, как это было сделано в 1996—1997 при тогдашнем председателе ФРС Алане Гринспене, что снова спровоцирует волну кризиса во всём развивающимся мире. Готова ли Россия выдержать эту волну?

Последствия азиатского кризиса 1997 года — падение нефтяных котировок и вывод капитала — стали последними каплями, отправившими в дефолт экономику, строившуюся либералами при правлении президента Ельцина. Развал СССР и либеральный эксперимент начала 1990-х привёл почти к 10-кратному сокращению производства и всего за год превратил Россию в нефтяную колонию запада. Гиперинфляция, сокращение денежной массы, увеличивающийся из года в год дефицит бюджета и вместе с ним растущий внутренний и внешний долг, невыплата зарплат и сокращение потребительского спроса стали хроническими болезнями российской экономики 90-х годов.

Правительство, борясь с инфляцией, сокращало денежную массу и искусственно завышало стоимость рубля, так реальный курс рубля с 1994—1997 год вырос в 20 раз, что фактически полностью уничтожило внутреннее производство и ненефтяной экспорт. Бюджетный дефицит пополнялся за счёт высоких налогов и постоянных заимствований. Для этого правительство начало выпускать облигации внутреннего займа ГКО, которые очень быстро превратились в кредитную пирамиду. В результате доходность по этим бумага поднялась до 140%! Большей частью инвесторов в ГКО были иностранные фонды, менеджеры которых считали, что Россия столь большая, что ей никто не даст упасть. Однако паника, поднятая в Азии, перекачка капиталов в США из развивающихся стран и двукратное падение цен на нефть сделали своё дело.

За последние 17 лет российская экономика претерпела большие изменения. Российский бюджет сбалансирован, государственный долг является одним из самых низких в мире, профицит платёжного баланса почти в два раза превышает текущие выплаты по долговым обязательствам. Курс рубля занижен, при этом Центральный банк РФ неоднократно показывал, что он контролирует ситуацию на валютном рынке и у него достаточно инструментов и средств поддержать на нужном уровне курс национальной валюты.

В то же время зависимость экономики и доходов бюджета от экспорта нефти остаётся на таком же высоком уровне, как и 17 лет назад. При этом инфляция сейчас в годовом выражении даже выше, чем в августе 1998 года, а борьба с ней идёт тем же сокращением денежной массы. И если в 1990-е потребление ограничивали путём невыплаты зарплат и невыполнением обязательств перед бюджетниками, то теперь используется только «цивилизованный» метод — сокращение реальных доходов населения.

Однако надо отдать должное правительству и ЦБ: они, с учётом опыта азиатского кризиса 1997 года, готовят Россию к новым потрясениям. Так, по информации СМИ, ЦБ просил провести банки стресс-тесты на их финансовую устойчивость при курсе 100 рублей за доллар, а это курс, который может быть достигнут при стоимости барреля нефти марки Brent $28−30. Сам ЦБ уже третий год подряд вычищает банковскую систему от слабых банков, массовое банкротство которых может привести к обвалу всей финансовой системы страны.

Августовские потрясения на мировых рынках стали для российской экономики стресс-тестом, который она прошла. Сейчас понятно, что мы сможем выдержать падение цен на нефть до $30. Ещё в декабре были выработаны механизмы насыщения рынка валютой: ЦБ в любой момент может начать снова проводить валютные репо, с экспортёрами имеется договорённость об оперативной продаже валютной выручки, согласно данным ЦБ, у российских компаний и банков накоплено почти $135 млрд. Курс рубля при цене на нефть $28−30 может легко сохраняться на комфортном для бюджета уровне, который рассчитан из стоимости нефти 3100 рублей за баррель.

Сейчас, несмотря на все алармистские заявления, Россия готова к новой волне кризиса. Уровень жизни населения постепенно опускается, при этом 80% россиян понятно, почему им приходится затянуть пояса. Свободные средства (таковые есть только у 30% населения) либо инвестированы в рублёвые депозиты, либо держатся в валюте. Безработица, как и в 2008 году, прежде всего затрагивает так называемый офисный планктон, от которого избавляются крупные компании, пытаясь сократить издержки. При падении нефти до $30−28 россияне, если только правительство не возьмётся за ум и не поставит под контроль инфляцию, в основном ощутят кризис ещё большим падением их благосостояния. Однако на этом уровне стоимости нефти в России, в случае сохранения инфляционных тенденций, за чертой бедности может оказаться 30−35 млн человек, сейчас в бедности находится примерно 25 млн россиян.

Правительство России проведёт страну сквозь новую волну кризиса. Но жертвы, на которые призывают россиян и которые необходимы для сохранения нашего государства, уйдут впустую, ибо правительство видит только один выход из кризиса — рост нефтяных котировок. Мы снова начнём богатеть до следующего ещё более сильного и глубокого кризиса, с опаской посматривая на стоимость нефти. За 15 лет правительство так и не смогло снять страну с нефтяной иглы. Нам было предупреждение в 2008 году, но как только цены на нефть поползли вверх, все программы по импортозамещению и развитию отечественной промышленности тихо умерли. И теперь за это россиянам приходится расплачиваться.

Новый азиатский обвал. Обвалит ли ФРС США экономики развивающихся стран

В 1997 году в Азии разразился экономический кризис. Азиатские тигры, показывавшие в начале 1990-х великолепные — до 10% годового роста ВВП — показатели, стали резко тормозить во второй половине 1990-х. В то же время высокая степень закредитованности угрожала при сокращении темпов экономического роста дефолтом. Ситуация стала усугубляться выводом из развивающихся стран капиталов, которые стали постепенно перекачиваться в США, где ФРС поднял ставку до 6%.

Первым рухнул Таиланд — сначала вниз поползли фондовые индексы, затем бат, тогда жёстко привязанный к доллару, был резко девальвирован. Таиланд потянул за собой Индонезию, Малайзию и Южную Корею. В меньшей степени были задеты экономики Японии, Гонконга, Лаоса, Филиппин, Китая, Индии, Вьетнама, Сингапура и Тайваня. Обвал азиатских рынков только усилил отток капитал в «тихие гавани» — США, Швейцарию, Германию. Поднятая в Азии волна постепенно накрыла Ближний Восток, а 17 августа 1998 года правительство России объявило дефолт по внутренним долговым обязательствам.

Кризис 1997 года привел к реструктуризации экономик и политических систем ряда развивающих стран. Уже к 2001 году экономика Азии полностью оправилась от кризиса и начала свой почти 10-летний экономический подъём, поддерживая рост мировой экономики.

Предшествующие самому кризису 1997 года явления схожи с теми, которые мы можем наблюдать сейчас. Однако есть одно существенное отличие: экономики стран западного мира в 1990-е годы переживали свой бурный экономически рост, а теперь и Европа и США находятся в плачевном экономическом состоянии, о чём красноречиво говорят почти нулевые процентные ставки ЕЦБ и ФРС.

Усиление оттока капитала из развивающихся стран идёт уже четыре года подряд. В этом году на фоне слухов о повышении Федеральной резервной системой США ставок вывод денег только усилился. Вследствие чего за последние два года большинство развивающихся стран в той или иной степени девальвировали свои валюты (последним был Китай), тем самым признав наличие проблем в экономике. На фоне вывода капитала и девальвации национальных валют зловеще выглядит сокращение в развивающихся странах производства. И, как в 1997 году, увеличение выводимого капитала ведёт к затруднениям с обслуживанием долговых обязательств.

Принято считать, что мировой кризис, точнее, как теперь говорят, первая волна этого кризиса, началась в 2008 году, однако это не совсем верно. ФРС с 2006 года держит процентную ставку на уровне 0,25% и пытается стимулировать экономику через различные программы «количественного смягчения», суть которых — влить в экономику больше живых денег. Однако эти попытки, учитывая, что теперь уже поднялась вторая волна кризиса, не дают ощутимых результатов. При этом в ФРС прекрасно понимают, что печатать бесконечно долго деньги нельзя — есть опасность раскручивания гиперинфляции, да и большая часть вливаемых в экономику денег уходит в высоколиквидные казначейские обязательства США. Поэтому ведомство Джанет Йеллен, председателя ФРС, чтобы поднять процентную ставку, ищет любые намёки на улучшение ситуации в американской экономике и, прежде всего, на рынке труда.

Однако если бы действия ФРС влияли только на экономику США, можно было бы не волноваться и ждать, когда же крупнейшая экономика мира оправится и поможет оставшемуся миру выйти на новый виток развития. Но повышение ставок ФРС, как мы сейчас можем видеть по движению капиталов, приведёт к обвалу экономик развивающихся стран, и это хорошо понимают в Вашингтоне.

Волатильность рынков, которую мы наблюдали в августе, может продлиться до 17 сентября, когда соберутся директора ФРС для решения вопроса по ставкам. Руководители Федрезерва ориентируются на данные по американской экономике. Конечно, они будут принимать во внимание внешние факторы, однако исходить в своём решении будут из выбора наименьшего зла для США. Положение в развивающихся странах не будет главной и весомой причиной для принятия решения. Но обвал экономик этих стран от повышения ставки ФРС не является отрицательным фактором для США.

Кризис опускает экономику на определённый уровень, после которого начинается новый этап роста, в глобальном же мире рост одной экономики может поддержать рост экономик других стран. США сейчас исчерпали возможности роста за счёт внутренних резервов. Проблемы же развивающихся стран не позволяют этим странам расти дальше. Мало того, кризисные явления, которые мы наблюдали в течение всего лета 2015 года, говорят об их непредсказуемости и неконтролируемости, что опасно для самих США.

Американцам сейчас выгодно обвалить экономики развивающихся стран и запустить контролируемый кризис, который приведёт к политической и экономической реструктуризации этих стран. Чем сильнее и глубже упадут их экономики, тем более долгим будет последующий экономический подъём, который затребует значительных финансовых заимствований тех самых, напечатанных ФРС, долларов.

Источник — ИА Регнум

Читайте также:

комментария 2

  1. kostik1:

    Да мы готовы к кризису: богатые и ответственные лица сразу сбегут…

  2. прохожий:

    дефолта не будет 🙂 как в старом анекдоте: войны не будет, но будет такая борьба за мир, что камня на камне не останется

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *