Россияне работают много, но неэффективно
В России один из самых высоких показателей по количеству рабочих часов на душу населения. При этом производительность у работающих россиян почти в два раза ниже среднеевропейской и в 2,5 раза меньше, чем в США. Эксперты отмечают, что для повышения производительности труда необходимо внедрять в производство новые технологии, а это не просто в условиях санкций и трудностей у предприятий с привлечением банковских кредитов.
Количество рабочих часов у граждан России — одно из самых высоких среди европейских показателей. Первое место по величине рабочего времени занимает Греция. По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), среднее число рабочих часов на человека в Греции составляет около 2,05 тыс. часов, а в России — около 2,03 тыс. часов. За последний год количество рабочих часов на человека в среднем по России увеличилось с 1982 до 2034.
При этом производительность у работающих российских граждан — самая низкая в Европе.
Коэффициент ВВП/рабочие часы в России составляет $25,9, по данным ОЭСР. В Греции ситуация немногим лучше — $36,2, но и это значительно ниже среднеевропейского показателя в $50. Для сравнения — самая высокая производительность зафиксирована в США (около $65).
Низкая производительность является одним из факторов, оказывающих сильное сдерживающее воздействие на экономику страны. Наряду с сокращением объемов инвестиций и плохими демографическими показателями, низкая производительность — один из трех структурных ограничений для российской экономики, пишет Bloomberg.
3 августа Международный валютный фонд (МВФ) подтвердил прогноз, согласно которому экономика России в 2015 году сократится на 3,4%. «Прогнозируется снижение ВВП на 3,4% вследствие уменьшения внутреннего спроса, находящегося под влиянием падения реальной заработной платы, повышения стоимости капитала и ослабления доверия», — говорится в пресс-релизе фонда. По мнению аналитиков МВФ, рост экономики в России возобновится в 2016 году и составит около 0,2%.
При этом среднесрочный показатель ограничится величиной в 1,5% в год — выше этой отметки российской экономике будет тяжело подняться, учитывая такие сдерживающие факторы, как геополитические риски, низкие цены на нефть и санкции.
Санкции и контрсанкции приведут к сокращению российской экономики на 1−1,5%, уверены эксперты МВФ. В среднесрочной перспективе экономика страны просядет на 9% ВВП.
О проблемах с рабочей силой в России предупреждал и Всемирный банк — еще в 2013 году. Как писали экономисты банка, российская экономика в период с 1998 по 2008 годы росла в среднем на 6,9%, одним из двигающих экономику драйвером был рост количества рабочих часов. Но уже после 2010 года темпы начали снижаться. По мнению Всемирного банка, изменение предложения рабочей силы было одной из причин замедления экономического роста в России.
Увеличивать рабочую силу теми же темпами, что в первое десятилетие XXI века, за счет прироста населения и притока иммигрантов уже не получается, отмечалось в докладе Всемирного банка. К тому же, негативное воздействие на рост количества рабочих часов оказывают низкая рождаемость и продолжительность жизни, которая, хоть и увеличилась до 71,6 лет в 2014 году, все еще находится на уровень значительно ниже, чем в странах Европы и Северной Америки. К 2050 году рабочая сила в России должна сократиться на 25 млн человек, прогнозировал Всемирный банк. При этом найти работу молодым специалистам по-прежнему нелегко.
Неэффективное производство и использование устаревших технологий — одни из основных характеристик у стран с низким уровнем выпуска экономики в час.
«Это отражает низкое качество основного капитала — чтобы компенсировать это низкое качество приходится задействовать трудовые ресурсы достаточно агрессивно. Выход из положения — это инвестирование в высокие технологии», — объяснила главный экономист Альфа-банка Наталия Орлова. Но внедрение новых технологий затруднительно в условиях действия санкций.
«Санкции не позволяют активно решать проблему, поскольку, во-первых, мы все-таки в основном импортировали технологии для большинства секторов, а не создавали их, — отметила Орлова. — Во-вторых, для того чтобы эти новые технологии закупать в каких-то сегментах, нужно понимать, куда мы можем экспортировать товар, который будет произведен с их использованием или какие импортные товары можем им заменить, то есть должна быть какая-то стратегия для развития экономики. Ее пока нет».
Сдерживающее действие на внедрение технологий в производство оказывают не только санкции, но и трудности с привлечением финансовых средств. «Нужно мотивировать банки инвестировать в реальный сектор экономики. Без этого трудно рассчитывать на самое главное — должный уровень технического оснащения производства, а оно у нас слабое», — добавил доктор экономических наук, профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления (ИГСУ) РАНХиГС Александр Щербаков. «В первую очередь сейчас нужно упорядочить существующие меры с тем, чтобы добиться инвестиционной активности со стороны банков», — отметил Щербаков.
Елена Платонова, Ольга Хохрякова, Газета.ру
дело не в том, что мы такие ленивые, просто дайте возможность работать, хотя бы не мешайте! но наше любимое правительство всеми силами давит свой народ: промышленность умирает, с/х уже практически труп, малый бизнес душат в четыре руки
Умеем работать, не умеем выбирать, да и не дают.