Антикризисные меры: провал идеи госгарантий
Идея предоставления госгарантий с треском провалилась. Президент России Дмитрий Медведев выразил неудовлетворенность механизмом предоставления госгарантий для системообразующих предприятий. Президент назвал его несостоятельным, поскольку ни рубля из специально зарезервированных 300 млрд так и не было выдано.
«На выделение госгарантий системообразующим предприятиям было зарезервировано 300 млрд рублей. Ни рубля из этой суммы не выдано. То есть прежняя идея госгарантий провалилась», – признал президент.
Напомним, ранее на федеральном уровне правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики был утвержден перечень из 295 системообразующих организаций. Для их поддержки правительство планировало использовать такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам. Кроме того, был сформирован перечень предприятий регионального значения.
Между тем новая концепция госгарантий должна появиться уже на следующей неделе, и строится она будет по принципу не субсидиарной, а солидарной ответственности государства, пишет Взгляд со ссылкой на Интерфакс. «Мы предлагали предоставлять госгарантии как форму субсидиарной ответственности (государства). С этим все согласились, посчитали, что этого будет достаточно, так как традиционно госгарантии носят субсидиарный характер по отношению к основной ответственности должника», – говорит Медведев.
Однако президент не намерен искать виновных в неудаче. «По всей вероятности, сами банки должны были отсигнализировать, что такой механизм предоставления гарантий для них не будет убедительным», – отметил Медведев.
Причем с таким распределением ответственности соглашаются и эксперты. «Причины, в основном, в ответственности банков, — подтвердил в интервью радиостанции Business FM председатель совета директоров Центра развития экономики Александр Бойко. — Есть список системообразующих предприятий, но просто под список выдать деньги нельзя. А так как залогов, наверно, не было представлено, этот механизм не сработал».
Кроме того, по мнению экспертов, свою роль сыграло и отсутствие практики в самом широком смысле. «Одна из самых главных причин — это отсутствие традиции выделения и получения госгарантий, — пояснил генеральный директор компании «Финэкспертиза» Агван Микаелян. — Это была всегда такая узкоспециализированная, элитная услуга. А в таком объеме, в котором она сейчас предполагается, конечно, экономика не готова переварить».
Стоит отметить, ранее механизм госгарантий раскритиковала зампред Сбербанка Бэлла Златкис. Она заявила, что он не работает, поскольку гарантии субсидиарные, а не солидарные.
С ней соглашаются и эксперты. «Проблема с госгарантиями в том виде, в котором они сейчас существуют, заключается в том, что при субсидиарной гарантии государство выплачивает кредит за заемщика банка только в том случае, если тот окажется банкротом. Таким образом, банку, чтобы вернуть кредит, придется сначала подать заявление о банкротстве должника, пройти суд и конкурсное производство (комитет кредиторов, продажа имущества и активов)», – рассказал финансовый эксперт ФГ «Калита-Финанс» Алексей Вязовский.
Таким образом, история может затянуться на несколько лет, что заставляет банки не проявлять особого энтузиазма относительно субсидиарных гарантий, отказываясь кредитовать системообразующие предприятия на подобных условиях.
В свою очередь предлагаемая государством солидарная гарантия подразумевает совместную ответственность поручителя, коим выступает государство, и кредитора. Однако как именно будет реализован новый вид госгарантий, пока не ясно. «Только после того как правительство подготовит новый законопроект, а банковское сообщество сможет оценить предлагаемые условия, станет понятно, обретет ли институт госгарантий новую жизнь», – заключил Вязовский.
Источник: Финам.info