Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Александр Доросинский: России нужен новый дефолт

Пойдет ли Россия на новый дефолтВторой волны мирового кризиса с тревогой ожидают многие финансисты и аналитики. Мало кто решается прогнозировать, как он повлияет на Россию. Александр Доросинский – предприниматель, мастер спорта международного класса, экономист – убежден: российской экономике новый дефолт жизненно необходим. «На первый взгляд, мои выводы могут показаться кому-то нелогичными и парадоксальными, но в действительности все предельно просто. На сегодняшний день для России не принципиально, кто формально возглавит страну – Путин, Медведев, Прохоров… Единственный важный вопрос – захочет ли этот человек коренным образом изменить вектор развития российской экономики. То направление, в котором мы движемся сейчас, – это путь в никуда», — говорит Доросинский.

– Александр Леонидович, в каком состоянии, на ваш взгляд, сегодня пребывает российская экономика?

– Прежде чем давать ответ на этот вопрос, сначала стоит разобраться, из чего состоит, на чем держится отечественная экономика. А состоит она из двух макро-сегментов, которые я назову «сырьевая экономика» и «человеческая экономика». Что такое сырьевая экономика – понятно: это все производства, связанные с добычей и сбытом нефти, газа, полезных ископаемых и прочего первичного сырья. Человеческая экономика – это предприятия малого и среднего бизнеса, это компании, работающие в сфере ЖКХ и транспортной инфраструктуры (те же такси), а кроме того, это заводы и фабрики, которые осуществляют не только добычу и первичную переработку природного ресурса, но и создают какой-либо новый продукт (машиностроение, текстильная промышленность и т. д.).

В настоящее время в России сырьевая экономика явно доминирует: на нее приходится до 70% всего объема отечественного производства. Следовательно, и федеральный бюджет на 70% состоит из налоговых поступлений от этой экономики. Поэтому российская власть сегодня так заинтересована в поддержании высоких цен в этом сегменте мирового рынка. Но что происходит на международном уровне? Мировая экономика схлопывается, потребление ресурсов и сырья падает, соответственно падают и цены – на медь, на нефть, на калий, на золото… Широчайший спектр полезных ископаемых стремительно дешевеет, что приводит к значительному снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Поступления-то уменьшаются, а вот зарплаты госслужащих остаются весьма приличными, и платить их необходимо — в противном случае мы будем иметь дело с социальным взрывом: все чиновники, которым резко станет нечего терять, начнут массово «сдавать» друг друга, раскрывать годами работавшие преступные схемы… Потому власти понимают: экономить «на своих» никак нельзя. Так что в бюджете образуется «дыра». Остается, казалось бы, один выход – в очередной раз повышать налоги.

Но проблема в том, что большинство сотрудников государственных экономических ведомств – особенно из высших эшелонов власти – весьма посредственно разбираются в экономике. Кроме того, они плохо представляют себе реальную повседневную жизнь россиян: большинство чиновников даже не знает, сколько стоит трамвайный билет. Их профессиональная некомпетентность ведет к тому, что в налоговой системе страны воцаряется хаос.

– В этом и заключается причина наблюдаемого сегодня вялотекущего кризиса российской экономики?

– Это только первая причина деструктивных процессов, полным ходом идущих в российской экономике.

Теперь посмотрим на ситуацию сквозь призму «человеческой экономики». Если во времена СССР все деньги, сгенерированные в процессе труда, оставались в пределах Союза (то есть человек получал зарплату, тратил ее – и ничего не вывозил за рубеж), то сегодня в России с появлением олигархов деньги начали массово вывозиться за рубеж, работать на экономику других стран. Иногда, правда, деньги и возвращаются обратно – уже под видом «инвестиций». Таможенная и пограничная службы, которые должны были контролировать этот процесс, во времена путинского режима стали полностью подконтрольны спецведомствам. Современная миграционная политика оказалась выстроенной таким образом, что в Россию хлынул поток мигрантов (китайцев, монголов, узбеков и таджиков), которые, во-первых, подобно олигархам, все заработанное вывозят в свои страны, а во-вторых, из-за их присутствия рынок чрезмерно уплотнился. В результате российский рынок труда физически очень плотен, конкуренция очень высока и продолжает расти, но финансовый его объем только уменьшается.

Третья причина нарастающего системного кризиса – человеческий фактор. По статистике, до 20 млн человек выразили готовность уехать из нашей страны. Население России составляет около 140 млн, треть которых – дети, треть – пенсионеры, и только треть – люди работоспособного возраста. Разумеется, именно они и имеют возможность и желание уехать. Но если они уедут – кто останется? Мигранты из республик СНГ неспособны к работе на серьезном производстве (иначе бы они давно наладили производство в собственных странах), более того – как я уже сказал, они не заинтересованы в работе на экономику нашей страны.

Еще одна проблема – распределение денег в экономике.

Начнем с того, что бумажные деньги у нас давно не обеспечиваются золотом. Поэтому любая валюта сама по себе очень эфемерна. Как же она распределяется? На первом этапе деньги поступают в Центробанк, откуда расходятся по коммерческим и государственным банкам. Принцип этого распределения неясен ни одному простому гражданину. Никто в действительности не знает, куда банки девают деньги налогоплательщиков. По идее, они должны их выдавать – запускать в экономику, осваивать через множество предприятий, занятых в реальном производстве. Но ведь так не происходит: кредиты в нашей стране выдаются только под огромные проценты и с превеликим трудом. Так вот. Вместо того, чтобы впускать деньги в экономику, как банки распоряжаются деньгами? Ответ один – биржа. А что такое биржа? Это та же МММ-структура.

И последние негативные факторы, влияющие на экономику страны, о которых я должен сказать, связаны с внешнеполитической сферой. С одной стороны, это возвращение проекта газопровода «Набукко». Как только этот проект будет завершен, цена на российский газ упадет. Мы уже не сможем диктовать всему миру цены. Скорее всего, цена опустится ниже нашей точки безубыточности – наша цена ведь сейчас завышена из-за чудовищного объема взяток, откатов, сопровождающих все российские сделки в этой сфере. Кроме того, Европа активно работает над технологиями альтернативной энергетики, которые тоже позволят обходиться без российского газа.

С другой стороны, следует признать, что мы фактически проиграли мировую политическую борьбу: у нас разрушены отношения с Китаем, с Америкой, с Европой. Мы умудрились почти полностью разорвать отношения даже с Индией – в прошлом основным покупателем нашей машиностроительной продукции.

– Из ваших слов видно, что экономическое развитие страны медленно, но верно заходит в тупик. Каким образом следует изменить вектор этого развития?

– Вывод из всего сказанного только один: экономическая политика должна быть кардинальным образом изменена. На сегодняшний день за счет сырьевого фактора экономика еще достаточно стабильна. Конечно, используемые технологии устарели, ресурсы постепенно кончаются, объемы воровства растут – но в таком состоянии экономика может продержаться еще достаточно долго. Но когда она провалится – тогда остановить падение будет чрезвычайно сложно: она по инерции будет проваливаться все глубже. Чтобы этого не случилось, пока у экономики еще есть какой-никакой запас прочности – нужно действовать. Прежде всего, очень важно сохранить трудовые ресурсы: необходимо простимулировать инженеров, квалифицированных специалистов оставаться здесь, в стране. Только с их помощью России удастся по-настоящему, а не только на бумаге перейти от сырьевой экономики к человеческой, наладить перерабатывающие, высокотехнологические производства.

Для того чтобы запустить процесс перехода к человеческой экономике, необходим новый дефолт. Он весьма вероятен, если цена на нефть резко опустится до уровня в 30–35 долларов за баррель. Этот дефолт встряхнет экономику и заставит всех понять, что сырьевые ресурсы – очень ненадежный источник стабильности в экономике.

Причем нужен дефолт не только экономический, но и законодательный. Необходимы коренные изменения в миграционном, налоговом, банковском законодательстве.

Дефолт будет способствовать стремительному развитию всех отраслей хозяйствования, от промышленности до аграрного сектора. Если у страны не будет возможности закупать дешевые продукты в Китае и других странах – нам придется поднимать собственное сельское хозяйство.

И, разумеется, дефолт скажется на банках. Множество из них лопнут – те, которые изначально были ненадежны. Активно заработает экономика, поскольку получать прибыль, сидя на нефтяной трубе, станет невозможно. Банкам придется снизить процентные ставки по кредитам – особенно для малого и среднего бизнеса, доля которого в экономике сразу же возрастет.

Таким образом, как ни парадоксально это звучит, но совершенно очевидно, что дефолт оздоровит и станет своего рода спасением для медленно угасающей экономики страны.

Автор — предприниматель, экономист Александр Доросинский, источник — журнал «Регионы России: национальные приоритеты»

Читайте также:

1 комментарий

  1. kostik1:

    Еще нашей стране крайне необходимо вернуть публичные телесные наказания для нерадивых чиновников и смертную казнь для заворовавшихся.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *