Майские указы Путина: промежуточные итоги и проблемы реализации
7 мая на заседании Комиссии по выполнению «майских указов» 2012 года, президент РФ Владимир Путин отметил, что «пройдена половина пути, важно подвести промежуточный итог, анализ того, что сделано и не сделано… Оценивать качество реализации этих указов нужно, конечно, не по числу принятых решений, документов и даже законов, а по тому, как меняется жизнь наших граждан, насколько улучшаются условия ведения бизнеса, изменилось ли состояние социальных отраслей и т. д.».
Президент призвал федеральные и региональные власти не просто реализовывать «майские указы», но делать это не формально. Сводный отчет о состоянии исполнения «майских указов» правительство РФ публиковало пять раз: в мае, августе и декабре 2013 г, в мае 2014 г, и в мае 2015 года. Ранее, сегодня, пресс-служба правительства сообщила, что кабмин на 80% выполнил поручения, которые, должны быть реализованы к сегодняшнему дню.
Майские указы: отчет правительства-2015
Как сообщила пресс-служба правительства 7 мая, в настоящий момент выполнено и снято с контроля 137 поручений — 81,5% от числа поручений, которые должны были быть выполнены к настоящему времени.
В кабмине отметили, что «в настоящее время на исполнении находится 81 поручение». «В это число входят поручения, не выполненные в первоначально установленные сроки — для них установлены новые сроки исполнения либо определена периодичность представления докладов, т.е. они переведены в “длящийся” режим», — пояснили в правительстве.
Из 81 находящегося на исполнении поручения до конца года правительству предписано отчитаться по 19. Причем по 11 поручениям доклады об исполнении уже находятся на рассмотрении президента РФ, отметили в кабмине.
По 43 поручениям сроки отчетов наступят в 2016 — 2020 годах, а по еще 19 поручениям определен не конечный срок исполнения, а ежеквартальная, полугодовая или годовая периодичность представления докладов.
Из поручений, остающихся на исполнении, наибольшее количество находится в Минэкономразвития (19), Минобрнауки (14), Минтруде (10), Минстрое и Минобороны (по 9).
В правительстве отметили, что «по 43 поручениям из числа снятых с контроля министерствами обеспечивается мониторинг их последующей реализации, в том числе по таким вопросам, как уровень оплаты труда бюджетников, движение электронной очереди в детсады, достижение целевых показателей в сферах образования, науки, здравоохранения и культуры, обеспечение системы здравоохранения медицинскими кадрами, улучшение качества предоставления услуг в сфере ЖКХ, создание и модернизация высокопроизводительных рабочих мест, увеличение производительности труда».
Майские указы Путина: коррекция планов и региональные проблемы
На заседании Комиссии в четверг глава государства потребовал выискивать резервы и применять нестандартные решения для выполнения задач, сформулированных в «майских указах», подчеркнув, что «трудности текущего этапа должны стать дополнительным стимулом для поиска резервов и нестандартных решений, для более рачительного, акцентированного использования средств».
«Возможно, для решения некоторых задач (в указах) в силу объективных обстоятельств необходимо и больше времени, — признал Путин. — Но повторяю: резервы надо искать, они у нас есть».
В то же время достигнутые при выполнении «майских указов» результаты, в частности, по повышению зарплат, должны быть сохранены, считает президент РФ.
«По тем направлениям, где достигнуты целевые показатели — например, по заработным платам, мы обязаны эту планку держать. Никакого отката назад быть не должно», — сказал Путин. Глава государства также назвал недопустимым минимизацию задач, поставленных в указах.
Ранее, в апреле, выступая на медиафоруме ОНФ, Путин указал, что указы могут быть скорректированы с точки зрения срока их выполнения, но намеченный ими результат все равно должен быть достигнут.
Путин призвал руководителей соответствующих ведомств не расслабляться «и не ссылаться ни на какие сложности», а выполнять то, что изложено в указах.
Проблемы регионального уровня
Вместе с тем, как утверждают представители региональной власти, не во всех субъектах РФ есть реальная возможность выполнить все указы из-за недостатка в финансировании региональных бюджетов и их слабой доходной части.
По состоянию на 1 февраля 2015 г., государственный долг регионов составил 2,14 трлн рублей. По оценке министра финансов РФ Антона Силуанова, дефицит бюджетов субъектов РФ может составить в 2015 г. порядка 600 млрд рублей.
В апреле 2014 г. глава Счетной палаты Татьяна Голикова подтвердила, что региональным властям не хватает средств для реализации указов и они нуждаются в дополнительной помощи федерального бюджета.
В ноябре 2014 года Общероссийский народный фронт (ОНФ) раскритиковал ряд регионов, в том числе Северную Осетию, Архангельскую, Ивановскую, Калининградскую области и Хабаровский край за плохое выполнение президентских поручений.
11 указов Путина: история вопроса
7 мая 2013 г. Владимир Путин на совещании в Кремле подвел итоги первого года реализации президентских указов. Исполнение указов, также, контролируется на федеральном и региональном уровнях. На тот момент было выполнено в установленные сроки 111 поручений (73%).
Глава государства заявил, что за неисполнение указов нужна «публичная, политическая, персональная ответственность, в том числе каждого члена правительства».
После совещания вице-премьер Владислав Сурков, который курировал реализацию задач президента, подал прошение об отставке по собственному желанию, и президент удовлетворил его просьбу.
К 1 декабря 2013 г. было выполнено 115 поручений, на исполнении находилось 103 поручения, в том числе с установленным сроком исполнения: в 2013 г. — 16, в 2014 г. — 22, в 2015—2020 гг. — 49. По 16 поручениям конечный срок исполнения определен не был.
23 декабря 2013 г. на совместном заседании Госсовета и Комиссии по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Путин заявил, что «не все регионы активно включились в работу над выполнением указов 2012 г. Где-то виной этому объективные причины, а где-то налицо явные упущения и промахи».
Глава государства отметил, что выполнен (на 95−93%) единственный целевой показатель — рост заработной платы во всех звеньях образовательной системы. Самой сложной была названа ситуация с расселением аварийного жилья (выполнено на 4%).
24 апреля 2014 г. правительство РФ скорректировало 34 госпрограммы, в которые вошли 55 показателей, содержащихся в «майских указах», а также 88 дополнительных индексов, обеспечивающих выполнение намеченных задач. Параметры госпрограмм были приведены в соответствие с федеральным бюджетом и скорректированы с учетом изменившейся макроэкономической ситуации.
По состоянию на 30 апреля 2014 г. было исполнено и снято с контроля 121 поручение. На рассмотрении в Администрации президента РФ находились доклады об исполнении 17 поручений, главе государства были представлены 559 докладов.
«В работе» находились 97 поручений, в том числе с установленным сроком исполнения: в декабре 2013 г. — 3 поручения (доклады об исполнении находились на рассмотрении в администрации президента РФ), с завершением в 2014 г. — 25, в 2015 г. — 13, в 2016—2020 гг. — 39. Остальные — без срока исполнения. Из этих 97 поручений 22 находились в Минэкономразвития, 16 — в Минобрнауки, 15 — в Минрегионе, 14 — в Минстрое, 11 — в Минтруде, десять — в Минобороны и еще девять поручений — в других ведомствах. По 36 поручениям был установлен мониторинг их последующей реализации. На протяжении последующего года правительство об итогах деятельности по «майским указам» не отчитывалось.
В 2014 г. глава государства провел серию совещаний с членами правительства, неоднократно встречался с главами субъектов РФ. За недостаточно эффективную работу по исполнению «майских указов» в разное время были подвергнуты критике президента РФ, а затем лишились своих постов чиновники разного уровня.
В их числе министр регионального развития РФ Олег Говорун; губернатор Забайкальского края Равиль Гениатулин; министр РФ по развитию Дальнего Востока — полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев; губернаторы Курганской и Волгоградской областей Олег Богомолов и Сергей Боженов.
2 апреля 2014 г. в нижнюю палату был внесен законопроект, предполагающий внесение изменений в статью 293 УК («Халатность»), предусмотрев в ней уголовную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение указов, поручений и распоряжений президента.
19 июня 2014 г. законопроект был отозван после того, как Совет Госдумы счел данные меры сомнительными с точки зрения правовой обоснованности.
Источник — ТАСС