Кризис и образование: станет ли школа военно-приходской?

Разобразованивать образование можно по-разному. Но, пожалуй, самый верный путь — заменить настоящие школьные предметы нововведениями, целью которых является не передача знаний, а «духовное» воздействие на ребенка, будь то религиозное или идеологическое. Именно это, увы, и происходит сейчас с российской школой.

Военно-приходское образование

Гуманизация среднего образования канула в Лету вместе с голодными 90-ми — началом 2000-х годов. Потом в школу все в больших объемах пошло бюджетное финансирование. Однако обратной стороной агрессивной щедрости государства стал рост диктата властных структур. Для начала, сломив сопротивление учительского сообщества, в школьную программу ввели ОБЖ, а в его рамках — элементы военной подготовки. При этом особо горячие головы, вроде директора правозащитного центра Всемирного русского народного собора Романа Силантьева, периодически требуют ввести и начальную военную подготовку отдельным предметом.

Пока в школах стрелять еще не учат. Но давление патриотов в камуфляже продолжается. А вода, как известно, камень точит: ввели же в программу 4-х классов Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ). Но не успели это сделать, как глава РПЦ сделал следующий шаг — предложил распространить изучение курса на всю основную школу со 2-го по 9-й класс. И Минобрнауки «изучает этот вопрос».

Чем только не предлагали (и продолжают предлагать) «улучшить» школьную программу. Здесь и уроки хорового пения, и игра в шахматы, и факультативы по просмотру «100 лучших фильмов», обязательных для изучения в школе, и школьная психология с встроенным в нее курсом борьбы с суицидами. Последнее, к слову сказать, уже реализуется: эксперты Института Сербского пишут соответствующие учебники, а московские школы, заверил «МК» директор института Зураб Кекелидзе, согласились ввести новый предмет в пилотном режиме. В Тыве же, как оказалось, такие учебники уже есть и даже переведены на тувинский язык.

Многие из предлагаемых предметов действительно полезны и интересны. Но расширять до бесконечности школьную программу нельзя: к счастью для детей, ее максимальный объем жестко ограничен санитарными нормами и давным-давно выбран. Нарушить этот закон смог себе позволить разве что Дмитрий Медведев в бытность президентом: по его личному прямому указанию расписание школ обогатили-таки сверхплановым третьим уроком физкультуры. Как уж он там проводится реально, бог весть: школьные спортзалы рассчитаны на двухчасовую нагрузку в неделю, и третий поток не влезает. Но формально 3-й урок есть. А Дмитрий Рогозин, одновременно ведающий вооружением в масштабах страны и возглавляющий попечительский совет Федерации гандбола, успел даже предложить ручной мяч в качестве одного из его главных элементов.

Впрочем, не все, что можно Юпитеру, можно быку. И некоторые депутаты и министры стали требовать упрощения школьной программы и исключения из нее иностранных языков, чтобы расчистить место для других предметов. Последнее предложение, что характерно, внес глава Минкульта Мединский. Формально — чтобы отдать освободившиеся часы под изучение русского языка.

Однако на деле можно не сомневаться: резерв тут же оприходуют лоббисты «своих» предметов. А в этом случае школьное расписание на день вполне может выглядеть так:

  • 1-й урок — основы военной подготовки
  • 2-й — ОРКСЭ
  • 3-й — физкультура
  • 4-й — ОБЖ
  • 5-й — дополнительная физ-ра в виде гандбола
  • 6-й — 100 лучших фильмов
  • 7-й — школьная психология
  • 8-й — профориентация
  • 9-й — факультатив патриотической направленности
  • а для 11-го класса еще и 10-й урок — «Россия в мире».

Такие уроки, как алгебра, химия, физика и прочие иностранные языки, уж простите, не поместились.

Поможет ли такая школьная программа вырастить из детей патриотов, не знаю. Но образованных, или хотя бы минимально грамотных, людей — точно нет. А без грамотности какой пОтрЕАтизм?

Марина Лемуткина, МК

Читайте также:

комментария 2

  1. zengarden:

    Вообще тенденции прослеживаются тревожные.
    Пока ещё детям в школе не сильно урезали преподавание естественных дисциплин, но всё к этому идёт. Во всяком случае, в советской школе такого не было.

    Утрируя, скоро в вариантах ответов на экзамене по физике будет и такой: «На всё воля божья»…

    Да, и ещё. Мне очень не нравится, что церковь «ставит копирайт» на общечеловеческие ценности, объявляя их исключительно «христианскими», причём, с определённым идеологическим уклоном. И ставит тождественность между «духовностью» и собственно следованием религиозных догматов. Т.е., по их мнению, человек духовный — это человек религиозный. Но в этом нет никакой взаимосвязи; человек нравственный, духовный и образованный скорее не приемлет всё это мракобесие, но без какой-либо агрессии.

    Анекдот в тему:
    — А что же тогда носят атеисты на шее в знак своего атеизма? 🙂
    — Голову.

  2. Хранитель:

    Мой сын-восьмиклассник относится к физике как к устному предмету. Утверждает, что такое же отношение у всех его одноклассников.
    Вот такая вот она, российская школа.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *