Соцнормы вводить не будут, но услуги ЖКХ все равно подорожают

Правительство решило отказаться от идеи ввести социальные нормы на водоснабжение, отопление и газ. Так и хочется крикнуть: «Слава Богу!». Впрочем, соцнорма на электричество всё равно ждёт нас в ближайшем будущем.

Рост цен на услуги ЖКХ

План, который провалился

Немного из бюрократической истории вопроса. В 2012 году премьер-министром Дмитрием Медведевым было подписано распоряжение, согласно которому ещё в сентябре прошлого, 2013-го года должны были утвердить перечень субъектов, которые бы согласились в пилотном режиме опробовать соцнорму на воду. А с 2015 года, как утверждал этот же документ, всю Россию должны были посадить на водный «паёк».

Вкратце идею соцнормы можно обрисовать так: если потребляешь не больше установленного нормой объема — платишь по одному, пониженному тарифу. Если расход выше — тариф автоматически становится в разы выше.

В декабре 2014 года, согласно плану Д. Медведева, должны были представить доклад с обоснованием: какие соцнормы надо установить на газ и отопление — «с учётом результатов реализации соответствующих пилотных проектов в отношении электроснабжения и водоснабжения».

Неудачный эксперимент был признан… удачным

Но пилот по введению первой соцнормы — на электроэнергию — оказался откровенно провальным. Чиновники решили загонять граждан в рамки коммунального потребления, начиная именно с нормы на электричество: счётчики на этот ресурс есть практически у всех, так что посчитать его проще всего. В качестве эксперимента в 7 регионах (Забайкальский и Красноярский край, а также Владимирская, Нижегородская, Орловская, Ростовская и Самарская области) установили эту самую норму. Причём население перед этим долго убеждали, что введение соцнормы принесёт только благо и ничего больше. Мол, граждане в большинстве своём будут платить за киловатты меньше, чем сейчас. Многие даже поверили. На деле же оказалось, что даже в пилотных регионах, за которыми пристально следили, начались проблемы.

Где-то нормы установили настолько низкие, что их размера едва-едва хватало на повседневные нужды (такое, к примеру, произошло в Ростовской области). Также получилось, что за пределами соцнормы могли оказаться не только обеспеченные люди, которые пользуются большим количеством бытовых приборов (так предполагали законодатели). Запредельные счета стали появляться и у тех, чьи доходы не позволяют заменить домашнюю бытовую технику на энергосберегающую, у тех, кто пользуется старыми холодильниками и от холода вынужден использовать обогреватели — «пожиратели» энергии. Но, несмотря ни на что, чиновники сначала признали эксперимент с введением соцнормы на электричество удачным. Чем вызвали бурное возмущение простых граждан.

Завуалированное удорожание? Да!

Напомним, что после этого Дмитрий Медведев решил всё-таки повсеместно обязательную «электрическую» соцнорму не вводить так резко, как планировалось. Её введение не отменили, а лишь отложили — регионы должны перейти на соцнормы сами: на совести региональных властей оказались размеры и дата установления этого пайка. Однако есть условие: сделать это всё они должны были не позднее 2016 года.

Ну а введение норм на горячую и холодную воду, газ и тепло сегодня отложили на неопределённый срок. Дескать, пока не время, потому что счётчики воды пока есть далеко не у всех (по данным Росстата на 2013 год, оснащённость квартир и домов индивидуальными приборами учёта воды — всего 57,5 %, то есть чуть больше половины).

На самом деле введение нормативов потребления коммунальных услуг является не чем иным, как… хитростью. Как пояснила АиФ.ru Евгения Юнисова, исполнительный директор Ассоциации некоммерческих организаций по содействию развитию ТСЖ и ЖСК, введение соцнормы в России — не что иное, как завуалированное повышение тарифов! И норму на электричество тоже не стоит вводить по всей стране в обозримом будущем (а тем более, до 2016 года): «Сберечь ресурсы соцнорма точно не поможет. Сначала нужно привести в порядок наши коммунальные системы, а уж потом «играть» с тарифами и платежами людей. До 80 % сетей изношены. Люди часто не получают услуг хорошего качества. И не видят, что в этом направлении хотят что-то улучшить. Зато ощущают, что постоянно придумываются способы сделать платежи больше».

Источник — АиФ

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *