Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Свободная Пресса: Удар ниже рейтинга

В ночь на субботу, 21 февраля, международное агентство Moody’s понизило кредитный рейтинг России – до «мусорного» уровня (с Baa3 до Ba1) с негативным прогнозом. Причины такого решения – продолжающийся кризис на Украине, отток капитала из РФ, падение цен на нефть, а также снижение обменного курса рубля. «Негативный» прогноз, отметили в агентстве, связан и с тем, что в перспективе Россию ждут «более серьезные политические или экономические потрясения», связанные с украинским конфликтом или дальнейшим снижением стоимости нефти.

Охват рынка рейтинговыми агентствами

По мнению Moody’s, в 2015-2016 годах отток капитала из России составит 400 млрд долларов, а падение экономики за этот период достигнет 8,5% ВВП. Инфляция в текущем году, считают в агентстве, превысит 22%.

Напомним: Moody’s стало вторым агентством «большой тройки», которое обвалило российский рейтинг с инвестиционной ступени. Ранее, 26 января, до «мусорного» уровня рейтинг РФ понизило агентство Standard & Poors (с BBB- до BB+) с негативным прогнозом.

«Гибкость денежно-кредитной политики России становится все более ограниченной, и перспективы ее экономического роста ослабли. Мы также видим повышенный риск того, что внешние и фискальные резервы будут истощаться в связи с ростом внешнего давления и увеличения государственной поддержки экономики», – обосновали в S&P.

В Москве решение Moody’s вызвало весьма негативную реакцию.

«Есть ощущение, что рейтинги Moody’s пишут то сенатор (Джон) Маккейн, то (вице-президент США) Джо Байден», – написал в своем Twitter глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков.

А глава Минфина Антон Силуанов назвал оценку Moody’s «не просто запредельно негативной, но основанной на крайне пессимистичном прогнозе, который не имеет аналогов сегодня».

По словам министра, для оправдания снижения рейтинга агентство должно было опираться на радикально негативные прогнозы: например, что РФ будет активно расходовать суверенные фонды, и одновременно госдолг вырастет до 20% ВВП. «Полагаю, при принятии решения о снижении рейтинга агентство руководствовалось, прежде всего, факторами политического характера», – заметил Антон Силуанов.

Вскоре Минфин выступил с официальным заявлением.

«Россия продемонстрировала в последние месяцы устойчивость к беспрецедентным внешним потрясениям, в первую очередь, резкому и значительному снижению цен на нефть. Накоплены крупные международные резервы, включая суверенные фонды, – их объем превысил объем государственного долга. Низкий уровень долга, профицит счета текущих операций – бесспорные преимущества России, роль которых агентством недооценивается», – говорится в документе.

Как отразится решение Moody’s на российской экономике, что теперь будет с курсом рубля?

– Предыдущий прогноз Moody’s был негативным, и нынешнее решение агентства не стало неожиданным для участников рынка, – считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Тем более, имеется важный технологический момент. Ценная бумага до тех пор считается инвестиционной, пока в отношении нее действует инвестиционный рейтинг хотя бы одного из агентств «большой тройки».

Именно поэтому ажиотажной распродажи российских активов, их массового сброса по всему миру, сейчас ожидать не приходится. Инвесторы будут перегруппировывать портфели: кто-то будет российские активы сбрасывать, кто-то – покупать. Здесь показательна позиция суверенного фонда Норвегии, который сразу после снижения S&P суверенного рейтинга РФ выпустил специальный пресс-релиз. В нем фонд четко указал, что не собирается распродавать российские активы, которые есть у него на балансе. Мотивировалось это тем, что вложения в бумаги РФ – долгосрочные, и нынешняя ситуация для таких долгосрочных бумаг некритична: все может измениться.

Инвестиционные фонды – весьма консервативные игроки. Поэтому решение фонда Норвегии – это сигнал всем консервативным инвесторам: не следует дергаться, будем смотреть.
Другое дело, что примерно три четверти всех субъектов финансового рынка составляют различного рода фонды доверительного управления, другие так называемые институциональные инвесторы. Им запрещено вкладываться в бумаги спекулятивного уровня. Но опять же, «старые» бумаги, в которые эти игроки уже вложились, и которые вдруг стали спекулятивными, немедленно продавать их никто не обязывает.

Но когда закончится отчетный финансовый период, и наступит новый, от спекулятивных бумаг им все же придется избавиться. Новый финансовый год у подавляющего большинства институциональных инвесторов наступает в сентябре-октябре. Поэтому первая половина 2015 года может быть для российских ценных бумаг достаточно спокойной. А вот во второй – если не произойдет пересмотра рейтингов РФ в сторону повышения – можно ожидать вынужденного массового выхода из российских активов.

– Чем руководствовалось Moody’s, понижая нам рейтинг?

– Практически тем же, чем Standard & Poors. Обратите внимание: по данным Минэкономразвития РФ, предварительная оценка спада российской экономики в январе составила 1,5% ВВП. Это в точности совпадает с прогнозом Moody’s. Другими словами, агентство не увидело улучшения ситуации – и логично понизило рейтинг.

Есть еще негативный, с точки зрения Moody’s, момент: сокращение золотовалютных резервов РФ, в том числе, в январе и феврале 2015 года. Да, агентство отдает себе отчет, что такое снижение – не результат продажи валюты на рынке для поддержки курса рубля, а результат предоставления ликвидности российским банкам в рамках валютных РЕПО. Напомню: 20 февраля, на последнем аукционе, банки выбрали по годовому РЕПО практически весь лимит. В итоге, на 13 февраля (то есть, даже без учета результатов последнего аукциона), мы по уровню золотовалютных резервов ушли в 2007 год – они сейчас составляют 368,3 млрд долларов.

Между тем, для рейтинговых агентств динамика золотовалютных резервов страны – серьезный показатель, на который они просто обязаны реагировать.

Кроме того, Moody’s скептически оценивает, как РФ будет решать в этом году проблему внешних корпоративных долговых обязательств. В российской экономике более 50% ВВП приходится на госсектор, и государство несет риски этого большого хозяйства. С точки зрения Moody’s, долговые риски госкорпораций выросли: внешние финансовые рынки закрыты для нас на Западе и не открыты на Востоке. Это значит, что если заемщики и кредиторы не договорятся о пролонгации займов или их реструктуризации, по корпоративному внешнему долгу в 2015 году придется выплачивать до 130 млрд долларов.

– Что теперь, после решения Moody’s, может резко ухудшить ситуацию для нас?

– Понижение суверенного рейтинга РФ до «мусорного» уровня со стороны последнего агентства «большой тройки» – Fitch Ratings. Если это случиться, то случиться в течение ближайшей пары недель. В этом случае мы сразу увидим обвал российских ценных бумаг.

Если же говорить о среднесрочной перспективе, все здесь – Антон Силуанов прав – зависит от политических рисков. Рейтинговые агентства будут учитывать геополитическую напряженность на Юго-Востоке Украины, и то, как реализуются Минские соглашения. Если «Минск-2» будет выполняться – пусть со смещением сроков – то Standard & Poors 16 апреля (дата очередного пересмотра рейтинга РФ) теоретически может вернуть Россию на низшую ступень инвестиционного рейтинга. Но вероятен и другой сценарий. Если «нормандская» конструкция по украинскому урегулированию в очередной раз развалится, – будет автоматическое ужесточение со стороны Fitch, а потом и со стороны S&P.

– Что нас ждет в этом случае?

Обвал рынка. Плюс, для России будет очень ограничен доступ к финансовым рынкам не только на Западе, но и на Востоке. У нас останется один канал для снабжения валютной ликвидностью – экспортная выручка.

– Что будет с рублем?

– Рубль будет колебаться в соответствии с ценой на нефть. Скорее всего, будет определенное укрепление рубля, но не слишком весомое по году. Думаю, текущие значения курса вполне могут претендовать на среднегодовые…

– Рейтинговые агентства – это, в основном, американские организации, – отмечает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – А установка у нынешней администрации США простая: «мочить» Россию, подрывать ее экономическое благополучие, наносить максимально возможный ущерб. Последний пункт включает в себя и обвал котировок российских ценных бумаг, и удорожание заимствований для РФ на внешних рынках.

Поэтому решение Moody’s действительно является политическим. Об этом говорит хотя бы такой факт. Международный суверенный рейтинг Украины не намного ниже, чем РФ. Но ведь Украина сегодня – государство с почти разрушенной экономикой, и с гражданской войной. Разве можно ее сравнить с Россией, где поддерживается и достаточный уровень материального благосостояния граждан, и относительно стабильная экономика?!

Конечно, западные рейтинговые агентства играют в политику. Неслучайно сейчас ведутся предметные переговоры по созданию альтернативных рейтинговых агентств на основе БРИКС, которые бы объективно оценивали экономический потенциал стран. В перспективе именно такое решение позволит России не зависеть от «большой тройки».

Читайте также:

комментария 3

  1. Роза:

    американские организации, – отмечает декан факультета социологии и политологии Финансового университета при правительстве РФ Александр Шатилов. – А установка у нынешней администрации США простая: «мочить» Россию
    ———————-
    какой интересный сленг у «декана»

  2. Роза:

    по созданию альтернативных рейтинговых агентств на основе БРИКС,
    ———
    а на основе Бенилюкса можно?))

  3. Анархист:

    Картинка очень показательная. На основе каких стран и организаций не создавай рейтинги, все равно попадешь в «остальные — 6%».

    И теперь мне понятно, почему с пересчетом рейтинга тормозит Фитч. В большой тройке оно на последнем месте, соответственно и ориентируются на него меньше.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *