Больше всего от кризиса пострадали ритейл, строительство и турбизнес
Нынешняя ситуация в России более непредсказуема, чем в 1998 году, пишет Новый Регион. Сложившаяся экономическая ситуация в России сильно бьет по ряду бизнес-отраслей – особенно турбизнесу, строительству и ритейлу. Только при стабилизации геополитической обстановки, цен на нефть и процентных ставок у бизнесменов есть шанс на приемлемую реструктуризацию долгов. Такое мнение прозвучало на пресс-конференции в Москве представители банков и министерства финансов.
Участники конференции «Кризис корпоративного долга» отметили, что дефолт – это всегда убытки для обеих сторон, как для банков, так и для акционеров. Поэтому, по их оценке, если намечается «болезнь», надо немедленно заявлять о реструктуризации.
«Компромисс состоит в том, что собственник бизнеса рискует исключительно своими активами и капиталами, а банк ставит под риск деньги бабушек, дедушек и других вкладчиков», – пояснил представитель «МДМ-Банка». По его словам, «если собственник ответственно подходит к сложившейся ситуации, то реструктуризация будет». В ситуации, когда бизнесмены не идут навстречу, применяются жесткие меры.
По общему мнению участников конференции, этот кризис продолжит «бить» по уже пострадавшим сферам – турбизнесу, строительству и ритейлу. «Ритейл – одна из наиболее пострадавших отраслей из-за кризиса; это уже началось, к лету будет худшая ситуация», – прокомментировал представитель «МДМ-Банка».
Помочь «трудным» бизнес-сферам в условиях нового кризиса «практически невозможно в силу структурных проблем». Заместитель министра финансов РФ Алексей Моисеев «у нас, к сожалению, очень хорошо развилась культура долга».
«К сожалению, у нас каждый цикл изменения стоимости долга проходил довольно экстремально – был либо очень дешевый с т.з. реальной стоимости, либо очень дорогой и недоступный. Эти колебания привели к тому, что большие компании и частный бизнес оказались в ситуации, когда им очень тяжело продолжать деятельность. Их бизнес-модель была рассчитана на ставку 5%, ну никак не больше 10%», – пояснил он.
«Кризис внешнего финансирования совпал с давно намеченным и абсолютно необходимым переходом к плавающему курсу. Я думаю, что шок был менее глубоким с т.з. процентных ставок и менее продолжительным, чем в 2008. Это связано с эволюционирующей политикой ЦБ. Сейчас мы дошли до ее логического завершения», – заявил Моисеев.
Тем не менее, «девальвация поправила дела многих компаний. Российский корпоративный и банковский сектора подошли к этому кризису более подготовленнымм, чем в прошлый (кризис)», – считает заместитель министра.
«Я не убежден, что нам долго и долго не увидеть внешних денег», – заявил он. Иностранные инвесторы «говорят, что не вычеркнули Россию, и как только ситуация стабилизируется (а признаки стабилизации, в т.ч. на рынке нефти, появились в последнее время), то пара месяцев покоя – и мы снова увидим иностранный спрос на российские корпоративные ценные бумаги», – прогнозирует Моисеев. Например, негосударственные пенсионные фонды точно получат более 600 млрд рублей – это «тоже увеличит спрос на корпоративные бумаги».
«Самое главное, чтобы у нас не было нового серьезного шока, который отправит в некоторое непонимание финансового состояния», – добавил Моисеев. Например, если нефть упадет «долларов на 25», то рынок выйдет из равновесия. Если же относительная стабильность продержится еще несколько недель, то рынок ценных бумаг может восстановиться, полагает он.
Представитель «Райффайзенбанка» не была столь же оптимистичной и отметила, что в последнее время для банков актуальна проблема «плохих» долгов, и необходима декапитализация. По ее словам, наихудшее влияние оказывают западные санкции, рост стоимости фондирования и рост издержек «абсолютно по всем направлениям».
Однако она отметила, что важнейшим позитивным фактором является прямая государственная поддержка и активизация темы структурных преобразований в экономике.
Представитель банка ВТБ отметил, что «с февраля ситуация на рынке долговых ценных бумаг существенно улучшилась». Однако, по его словам, «рынок, в котором мы живем сейчас, еще более непредсказуем, чем то, что мы видели в 1998 году. Сейчас мы живем под небом, в котором летает колоссальное число черных лебедей. Любой прогноз, который можем сделать, может быть опровергнут в ближайшее же время очередной птичкой», – подчеркнул он.
«Если геополитическая ситуация продолжит улучшаться, если цена на нефть стабилизируется, если процентные ставки в России будут снижаться, то рынок сможет позволить заемщикам рефинансировать свои долги в обычном режиме. По крайней мере, некоторым заемщикам», – заключил он.