Продукты в России в среднем подорожали на треть
Цены на мясо и молочную продукцию выросли с начала года на четверть, а сухое молоко подорожало у производителей более чем на 60%. Такие данные опубликовали вчера власти Новосибирской области. Подобный рост цен идет во многих регионах. Фиксируемое же Росстатом увеличение розничных цен в среднем по стране в два раза ниже – около 11%. Для измерения реальных зарплат в России экономисты теперь предлагают самые экзотические способы. Так, в пересчете на цену плитки шоколада «Аленка» заработки в РФ все еще увеличиваются, пишет «Независимая газета». А в пересчете на килограмм говядины – падают.
Хотите посчитать, на сколько больше вы стали тратить на одни и те же продукты? Не соврет контрольно кассовая техника магазинов — собирайте чеки, анализируйте расходы. Если взглянуть на чеки ККТ за ноябрь прошлого года, можно заметить в том числе и двукратный рост стоимости отдельных товаров. И только по шоколаду мы в дамках: исследовательский холдинг «Ромир» утверждает, что благосостояние граждан, исчисляемое в количестве шоколадных плиток на среднюю зарплату, не только не падает, но даже увеличивается. Вопрос только, что осталось в том шоколаде от настоящего лакомства, если цена на него стоит, как вкопанная.
При этом социологи утверждают, что средняя цена шоколада «Аленка» в октябре 2014 года составила почти 42 руб. и выросла по сравнению с августом почти на 9%. В то же время по сравнению с октябрем 2013 года шоколад стал дешевле на 4%. «Таким образом, если в разрезе нескольких месяцев перепады цен могут быть весьма значительными, то в годовом выражении можно говорить о стабильном уровне цен на этот продукт», – считают социологи.
По их данным, средняя цена на шоколадную плитку за последние два года выросла лишь на 20 коп. А значит, благосостояние россиян, рассчитанное в шоколадных плитках, стабильно растет на протяжении последних двух-трех лет. Например, в октябре 2012 года на среднюю заработную плату в 27 тыс. руб. можно было приобрести 650 100-граммовых плиток шоколада. В октябре 2013 года в одной средней зарплате (30 тыс. руб.) помещалось 690 шоколадных плиток. А в октябре 2014 года на одну среднюю заработную плату можно было приобрести уже 760 плиток шоколада. Впрочем, «Ромир» признает искусственность своего расчета и отмечает: жаль, что шоколадом невозможно заменить остальные продукты, показывающие куда большую ценовую динамику.
Действительно, только за последний год цены на основные продукты питания подскочили кое-где на 20–30%. По данным за ноябрь, стоимость сухого гранулированного молока возросла в Новосибирской области почти на 63%. Пшеничная мука, сливочное масло, мясные полуфабрикаты и свинина подорожали с начала года на 24–28%. Эти данные цен производителей приводит Сибкрай.ru со ссылкой на администрацию области.
Вчера же был опубликован мониторинг средних цен сельхозпроизводителей и предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, который ведет одно из министерств экономического блока. Согласно данным, представленным из 85 регионов с августа 2014 года, наибольшее подорожание показала молочная продукция. Сыры подорожали на 4%, сливочное масло – почти на 2%, а пастеризованное молоко – на 2,6%.
Правда, уточняется в мониторинге, в ряде регионов уровень цен на продукцию был значительно выше среднероссийских показателей. Например, стоимость сырого молока в Республике Марий Эл увеличилась почти на 33%, в Ульяновской области – почти на 31%, в Чувашии – на 30%. Пастеризованное молоко серьезнее всего подорожало в Республике Алтай – почти 17%. Она же стала лидером и по подорожанию сливочного масла – на 30%, а Архангельская область заняла первое место по росту цен на сыры – почти на 34%.
Но эти признаки всплеска продуктовой инфляции тонут в средних по стране сводках о росте цен, которые публикует Росстат. По данным этого ведомства, средние цены за последние 12 месяцев на мясо и птицу выросли лишь на 18%. На 17% по РФ выросла цена на сливочное мясо, на 15% подорожали молоко, молочная продукция, рыба и морепродукты. При этом по сравнению с показателями прошлого года подешевели лишь куриные яйца и подсолнечное масло – на 6%, сообщает Росстат.
Так что если измерять зарплаты не шоколадом, а мясными продуктами, выяснится неприятный факт: заработки пошли вниз. В 2012 году на среднюю заработную плату гражданин мог купить 109 кг говядины в месяц, в 2013 году – 115 кг говядины, в январе 2014 года – 130 кг, но в октябре – лишь 121 кг.
Ранее в Институте конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) сообщали, что с начала года средняя цена на говядину выросла даже несколько больше средних показателей Росстата. По мнению аналитиков ИКАРа, средняя цена на говядину (в убойном весе) в РФ выросла на 20% и достигла к середине ноября 173 руб. за килограмм. «Движение цен на говяжьем рынке по-прежнему связано с крайне высокой степенью зависимости России от импортной говядины. Также оно происходит под влиянием мировых цен и других макроэкономических факторов», – поясняют в ИКАРе.
Доля импортной говядины на российском рынке составляет более 30%. Основными поставщиками остаются Бразилия и Парагвай, на долю которых приходится более 80% ввозимой в страну говядины. К тому же, отмечают аналитики, после введения продовольственного эмбарго эта цифра лишь возрастает. А значит, ожидать снижения цен на говядину не приходится.
Не стоит забывать, уточняет аналитик потребительского сектора инвестиционной компании «Грандис Капитал» Ксения Аношина, что цена шоколада в большой степени зависит от цен на сахар и какао-бобы. «Производители могут пока пользоваться старыми запасами сахара и какао-бобов. Значит, удешевление национальной валюты еще не успело сказаться на его стоимости», – поясняет она.
Действительно, соглашается директор по продажам QB Finance Зелимхан Мунаев, отдельные группы товаров могут дешеветь по отношению к средней зарплате. «Но средняя стоимость потребительской корзины, куда входят разные товары первой необходимости, явно растет», – сообщает он. К тому же, резюмирует эксперт, по данным «Ромира», за последние пять лет расходы россиян на покупку продуктов питания и непродовольственных товаров повседневного спроса выросли в номинальном выражении более чем в два раза. «Но в 2014 году они сократились на 1%. То есть в 2014 году действительно есть тенденция к уменьшению стоимости продуктов, однако это снижение близко к статистической погрешности», – заключает Зелимхан Мунаев.