Импортозамещение — иллюзия, рост цен — реальность
В октябре-ноябре заметно поубавилось заявлений о том, что попавшие под российские санкции западные продукты питания восполнят наши производители. Это заметили и обыватели, и эксперты. Ниже — развернутый комментарий экономиста Игоря Леонидова.
— Это действительно так — поубавилось, чему есть вполне объективные причины. Оказалось, что только для импортозамещения продовольствия на 70-75%, не говоря уже о полном его замещении, российскому агропромышленному комплексу (АПК) нужно, по многим экспертным оценкам, в полтора раза больше бюджетных средств, чем выделяется сейчас. Госдума РФ в принятом во втором чтении проекте федерального бюджета на 2015 г. и на плановый период 2016-2017 гг. учитывает это обстоятельство.
Документ «предусматривает дополнительное выделение на АПК РФ 20 млрд рублей. Но наш комитет прорабатывает с правительством возможности увеличения дополнительного финансирования», — сказал председатель Комитета Госдумы по аграрным вопросам Николай Панков.
Да, новые страны-поставщики, на самом деле, встали в длинную очередь на российский рынок. Но почти все они за август-середину ноября 2014 г. на 10-25% подняли цены на готовые продукты и сельхозсырье. Очевидно, что это обстоятельство приведет к еще большему росту цен на продовольствие в РФ, поэтому российская сторона увеличивает ввоз продуктов не столь быстрыми темпами, как хотелось бы новым поставщикам.
К тому же продукты питания нельзя поставлять без ветеринарных и фитосанитарных разрешений Россельхознадзора, подведомственного Минсельхозу РФ. Так вот, по данным электронной базы «Аргус» Россельхознадзора, только с 1 августа по 30 сентября включительно эта служба выдала почти 90 разрешений на ввоз сельхозпродукции 64 предприятиям из 14 стран. Таким образом, число подобных разрешений стало почти вдвое больше, чем за тот же период 2013 г.
Отметим, что рассмотрение продовольственно-экспортных заявок от иностранных фирм может занимать у нас 2 – 4 месяца, но теперь, по мнению Национальной мясной ассоциации РФ, разрешения, видимо, выдаются в ускоренном режиме. Это мнение косвенно подтверждается и тем, что, по данным того же «Аргуса», Россельхознадзор спешно восстановил приостановленные ранее разрешения. (Не на все, конечно, но на многие.) Так, 6 августа был отменен запрет на более чем 90 прежних разрешений на ввоз мяса и мясопродуктов с бразильских предприятий. А в целом только за август-сентябрь Бразилии было возвращено 102 разрешения, Перу – 16, Чили – 11. Схожая ситуация с ввозом свинины из КНР, рыбопродукции из ряда восточноазиатских стран. Очень хотелось бы верить, что все эти (и другие) поставки состоят из продукции качественной и безопасной для потребителей…
Между тем активно используется также транзит продовольствия через другие страны Таможенного союза и реэкспорт через страны, не подпавшие под ответные российские санкции. Скажем, поставщики молочной продукции переориентируют поставки в РФ с заводов в регионе ЕС на предприятия «третьих» стран. Это, к примеру, латиноамериканские, турецкие или экс-югославские «дочки» французской корпорации «Danon», британско-голландской «Unilever» и так далее. Откуда уже «молочные реки» беспрепятственно текут в Россию.
Но «усложнение логистической цепочки поставок (большее расстояние перевозок и более частая перевалка грузов. — И.Л.) способствует удорожанию этой продукции на наших прилавках», – справедливо считает глава Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. К этим негативным факторам добавляется также масштабное вырезание свиного поголовья во многих регионах РФ в связи с распространением вируса африканской чумы свиней (АЧС). Причем в ряде регионов процесс принял настолько широкий масштаб, что некоторые эксперты склонны видеть за этим вполне конкретный умысел, который неминуемо должен спровоцировать рост импорта и свинины, и свиного поголовья.
Представляется немаловажным и такой фактор, как неизбежное снижение пошлин в предстоящие 2 – 4 года на ввоз свинины, да и в целом продуктов животноводства, как и многих других сельхозпродуктов в связи с условиями ВТО, членом которой является и Россия, при том, что пересмотра этих условий, судя по всему, не предвидится. Так, предписано снизить ввозные пошлины на живое поголовье свиней в 8 раз (!), на свинину, ввозимую в рамках квоты (т.е. в рамках установленного российским правительством объема импорта свинины) и вне квоты, соответственно, — с 15% до 0% (!) и с 75% до 65%. Даже на свиные шпик и субпродукты импортные пошлины решено понизить с 25% до 15%.
И вопрос о том, насколько серьезно можно говорить о реальном замещении импортного продовольствия, подлежащего запрету к ввозу в Россию, остается пока открытым.
Насчёт пресловутой АЧС (чумы свиней) вспомнилось… вся эта шумиха-паника, как и в случае с птичьим гриппом и прочими эболами, была поднята лишь с одной целью — чтобы уничтожить местное свиноводство. Никакая чума свиньям не угрожала. Всё это было пролоббировано антинародными поставщиками свинины, чтобы открыть рынок для мяса, привозимого извне. И так не только с мясом, но и другими продуктами и товарами. Пока государством рулят «люди» (взял в кавычки, потому что за людей их не считаю), для которых главный жизненный приоритет — получение сверхприбылей, а на народ им, простите, насрать — будет у нас и кризис, и разруха.