Потребительская депрессия как следствие глобального кризиса

Снижение потребительского спроса настолько заметно в большинстве сфер торговли, что эксперты заговорили о потребительской депрессии и перераспределении потребительсих расходов населения в пользу лишь самых необходимых трат.

России грозит потребительская депрессия

По данным исследования Nielsen, в 2008 году российский рынок упакованных продуктов питания и напитков «выстрелил» почти на 23% (22,5%) по стоимости, подстегнутый высокой продовольственной инфляцией. При этом в последние месяцы 2008 года рост рынка, который стабильно развивался в течение докризисного периода, фактически остановился, и впервые за последние несколько лет розничные продажи продемонстрировали тенденцию к отрицательной динамике. По данным Nielsen, c августа по ноябрь 2008 года, потребление упакованного продовольствия снизилось на 0,3%. Потеря в динамике продаж в натуральном выражении, по сравнению с периодом апрель-июль 2008, составила порядка пяти (4,8) процентных пунктов. В результате этого прирост рынка в натуральном объеме за совокупный период с декабря 2007 по ноябрь 2008 не дотянул и до 5%».

«В 2009 году сохранить темпы роста даже на уровне 2008 года будет непросто, — говорит Дуайт Уотсон, Генеральный директор компании «Nielsen Россия». Уровень потребительского доверия в России продолжает стремительно снижаться, потеряв в феврале 2009 года еще 6 пунктов».

Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen на основе данных онлайн исследований исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары. Результаты недавнего онлайн опроса, который был проведен 16-20 февраля 2008 года только в России, стали частью второй волны масштабного исследовательского проекта ‘Russians Through Crisis´.

Первое резкое падение Индекса потребительского доверия в России (на рекордные 16 (!) пунктов) произошло в ноябре 2008. Набирающая обороты рецессия в экономике, рост безработицы, девальвация рубля и бремя кредитов, набранных в «оптимистичные» годы, накладывает отпечаток на настроения потребителей. По данным онлайн-исследования Nielsen, в феврале 2009 года Индекс потребительского доверия в России, и без того низкий, потерял еще 6 пунктов по сравнению с ноябрем 2008, составив 82 пункта.

Один из главных источников беспокойства для российских потребителей — трудоустройство. Рынок кандидата ушел в небытие. По сравнению с сентябрем 2008 г., число потребителей, для которых нынешняя ситуация открывает хорошие перспективы трудоустройства, сократилось в 2,5 раза — с 50% в сентябре 2008 до 20% в феврале 2009. Практически каждый пятый (18%) сегодня считает свои перспективы в области трудоустровства плохими, что в три раза больше, чем всего полгода назад — в сентябре 2008 года. Всего обеспокоены своей работой, по данным на февраль 2009 года, — 75% участников исследования Nielsen (тех, кто считает свои перспективы в области трудоустройства не слишком хорошими/плохими).

Стоит отметить, что наиболее заметное снижение оптимизма по поводу трудоустройства у россиян произошло в ноябре 2008 года, и по сравнению с этим периодом в феврале 2009 падение оказалось не столь знательное.

Аналогичным образом меняется восприятие российскими потребителями и состояния собственных финансов. Наибольшее снижение по этому показателю было зарегистрировано Nielsen в ноябре 2008 года. В феврале 2008 года же значительного падения не наблюдалось. Меньше половины российских онлайн-пользователей (47%) сегодня уверены в своих финансах. В ноябре их было 51%.

Однако, что касается готовности тратить, то, похоже, именно сейчас российский потребитель, позволивший себе «погулять» на Новый год и Рождество, всерьез берется за экономию.

Согласно результатам второй волны исследования Nielsen ‘Russians through crisis´, готовность российских потребителей тратить неуклонно снижается. 47% респондентов считают ближайшие 12 месяцев не очень хорошим временем для покупок, а 20% — и вовсе плохим. Если в ноябре 2008 года тех, кто отметил ближайший год как «хорошее» и «отличное» время для покупок новых товаров, было 41%, то в феврале 2009 года это цифра составила уже 30%. В то же время доля потребителей, для которых время для покупки новых вещей «не очень хорошее» и «плохое» с ноября 2008 по февраль 2009 года выросла почти на 20%.

Интересно отметить еще один факт, который характеризует развитие российского продовольственного рынка: если в течение первых месяцев 2008 года потребление традиционных молочных продуктов в Городской России неуклонно снижалось, то с наступлением кризиса, в IV квартале 2008 года ситуация в молочной индустрии начала меняться, и уже в октябре и ноябре 2008 года наблюдался рост розничных продаж молока.

«Пока рано говорить о том, что из-за снижения покупательной способности, часть потребителей переориентируется в своих предпочтениях на базовые продукты, однако возможно, что углублении кризиса эта тенденция продолжит развитие в отдельных категориях», — говорит Дуайт Уотсон.

Источник — ROKF.RU

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *