США подвинут Россию с европейского газового рынка
Российский Газпром может потерять заметную часть доходов из-за конкуренции со стороны американских экспортеров сжиженного природного газа. Сырьевая монополия Кремля может потерять 18% своих доходов из-за конкуренции, которую ему составляет американский экспорт сжиженного природного газа, считают в Financial Times. Европейские потребители, возможно, будут платить за газ на 11% меньше в связи с понижением давления на мировые цены, которое возникло из-за роста экспорта американского сланцевого газа, что может нанести удар по доходам подконтрольному правительству РФ Газпрому.
Как говорится в анализе, опубликованном Центром глобальной энергетической политики Колумбийского университета, несмотря на то, что потери будут значительными для Газпрома, общее влияние на российские экспортные доходы будет менее значительным. Эксперты предполагают, что американский экспорт газа вряд ли станет эффективным инструментом в принуждении Кремля изменить свою политику.
Аналитики также считают, что Европа останется крупным потребителем российского газа, поэтому ей необходимо будет укрепить свою энергетическую инфраструктуру, чтобы справляться с потенциальными перебоями в поставках. Снижение мировых цен на газ, как ожидается, повлияет на предложенные экспортные проекты и в других регионах, как, например, запланированная разработка крупных газовых месторождений, обнаруженных у побережья Мозамбика.
Сланцевая революция в США, которая произошла благодаря достижениям в технологии производства из резервов, которые ранее были непригодны для коммерческих целей, привела к увеличению добычи газа в стране и подарила надежду на то, что Америка сможет стать крупным экспортером СПГ, продавая его по ценам, которые будут конкурентоспособными на мировых рынках.
Федеральная комиссия по регулированию в области энергетики дала зеленый свет для реализации трех многомиллиардных проектов по сжижению газа, что позволит начать строительство инфраструктуры, и еще более 13 проектов должны быть утверждены.
Сланцевый бум уже оказал значительное влияние на мировые газовые рынки, поскольку у США больше нет необходимости импортировать СПГ, что дает возможность Катару и другим странам поставлять его в Европу и Азию. Теперь у европейских коммунальных предприятий и других потребителей газа больше рычагов давления, что позволит им пересмотреть контракты с «Газпромом» о поставках газа.
К несколько иным выводам в прошлом месяце пришли эксперты глобального рейтингового агентства Fitch, пишет РБК. Хотя в Европе возлагают большие надежды на импорт СПГ, рост глобальных мощностей по сжижению газа, по мнению Fitch, будет недостаточным для того, чтобы составить конкуренцию российскому газу. Международное энергетическое агентство (МЭА) тоже осторожно в оценках перспектив экспорта СПГ в Европу: «Дороговизна многих проектов по сжижению и систематическое увеличение издержек производства могут омрачить надежды покупателей СПГ на более доступные поставки». МЭА прогнозирует, что экспорт СПГ из США достигнет 50 млрд кубометров только к 2035 году, и по сравнению с этим модель Бордоффа и Хаузера выглядит слишком оптимистичной. Они рассматривают два сценария, в одном из которых США экспортируют 93 млрд кубометров СПГ ежегодно к 2025 году, а в другом – 186 млрд кубометров. Россия продает в Европу около 150 млрд кубометров газа в год. Процедура одобрения строительства СПГ-терминалов в США занимает много времени, а уже одобренные терминалы будут введены в строй не раньше чем через несколько лет.
В самом оптимистичном для Европы сценарии (поставки американского СПГ на мировой рынок в объеме 186 млрд кубометров) Россия потеряет $33 млрд годовой выручки от экспорта газа (в более консервативном сценарии – $23,7 млрд). Общая выручка «Газпрома» в 2013 году составила 5,25 трлн рублей ($160 млрд по курсу на конец года), то есть газовая монополия лишается 15-20% доходов. Но в 2013 году общая стоимость экспорта российского газа составила менее $73 млрд – лишь 14% всей экспортной выручки страны, отмечают американские эксперты. Куда важнее экспорт нефти и нефтепродуктов – $283 млрд (54% всего экспорта).
Относительно малая роль газового экспорта в формуле экономического роста связана с тем, что около 60% всего газа, добываемого в России, потребляется «на огромном и неэффективном внутреннем рынке газа», говорится в докладе. Иными словами, Россия не настолько зависит от экспорта газа в Европу, насколько Европа – от российского газа. В модели Бордоффа и Хаузера даже при максимальном предложении американского СПГ Россия продолжает обеспечивать 45% газового импорта Европы (сейчас – 65%). Даже если бы замещение российского газа импортным СПГ стало для Европы коммерчески целесообразно, обязательства по выборке минимальных объемов по действующим долгосрочным контрактам с «Газпромом» сделают эту задачу «чрезвычайно трудной». Эти обязательства потребуют от клиентов «Газпрома» в европейских странах ОЭСР выбрать не менее 103 млрд кубометров российского газа в 2020 году и более 93 млрд ежегодно вплоть до 2027 года.