Большинство торговых сетей близки к разорению
Новость страшная для большинства предпринимателей, арендующих небольшие кусочки торговой площади у крупных ритейлеров. По оценкам экспертов, большей половине торговых сетей грозит разорение уже через несколько месяцев. Судя по наполению полок в торговых залах, банкротство уже на пороге.
Конец «потребительского бума»: торговые сети на грани банкротства
По мнению участников конференции «Торговля в России», прошедшей в рамках XII Саммита владельцев торговых сетей, более трети российских ритейлеров могут прекратить свое существование до конца III квартала 2009 года.
Так, по оценкам Информационно-аналитического Агентства «INFOLine», постоянного партнера Национальной Торговой в сфере анализа розничной торговли, более 50 федеральных и региональных торговых сетей находятся на грани банкротства. По мнению Михаила Бурмистрова, генерального директора «INFOLine-Аналитика», части из них, возможно, удастся продать свой бизнес до полного разорения. Так, «Седьмой континент», возможно, приобретет «Carrefour», «Ленту» — «Wal-Mart», «Копейку» — «X5 Retail Group». По данным ИА «INFOLine», уже к концу 2009 года существенную долю рынка займут международные ритейлеры — «Auchan», «Metro», «Carrefour», «Hyperglobus» и «Selgros», которые менее зависимы от заемного финансирования, а также крупнейшие российские ритейлеры — «X5 Retail Group» и Магнит», которые получили крупные кредиты. Однако значительное число торговых сетей обанкротится раньше, чем успеет найти покупателя.
Сложившаяся ситуация, по мнению аналитиков ИА «INFOLine», в значительной степени обусловлена завершением «потребительского бума» в России. Так, глава X5 Retail Group Лев Хасис сообщил, что компания отмечает существенное замедление темпов роста среднего чека в первые месяцы 2009 года. «Спросом пользуются дешевые товары: например, сегодня в наших магазинах впервые за долгие годы увеличился спрос на самые дешевые коричневые макароны», — отметил Лев Хасис. Подобными наблюдениями делились и другие директора крупнейших торговых сетей, принимавшие участие в конференции. «В ряде регионов у нас отмечается чистое падение продаж», — отметил президент ГК «Дикси» Илья Якубсон.
Участники конференции также отметили сокращение спроса в супермаркетах. «Все большее предпочтение люди отдают неорганизованной торговле. Мы ощущаем тенденции возврата к рынкам, в результате чего конкуренция за последние месяцы резко возросла», — сообщила генеральный директор ГК «Виктория» Елена Калашникова.
По данным рейтинга, составленного аналитиками ИА «INFOLine» на базе ежемесячно обзора «Розничный рынок России. Планы развития и основные события торговых сетей FMCG» за февраль 2009 года, больше всего в условиях кризиса в сегменте FMCG пострадали компании «Самохвал» – банкротство, «Алпи» – распродажа активов и дефолт по публичному долгу и «Матрица» – дефолт по публичному долгу, а в сегменте Non-Food ритейлеры «Банана-мама» – дефолт по публичному долгу и закрытие большей части магазинов и «Арбат-престиж» – закрытие всех магазинов и дефолт по публичному долгу.
По материалам ИА «INFOLine», источник – Финам-Лайт