Последствия продуктовых запретов: недостаток кредитов для производителей и рост цен на еду
В ближайшее время цены на продукты в российских магазинах могут вырасти, предупреждают эксперты. Таковы последствия продовольственного эмбарго, введенного Москвой против стран, наложивших на нее санкции. Власти постараются сделать всё, чтобы нивелировать негативный эффект своих ответных мер, но в некоторых случаях рост цен может составить от 10% до 20%. Проблема в том, что страна серьезно зависит от импортного продовольствия: в прошлом году 40% продуктов, потребленных россиянами, были ввезены из-за границы. Причем импорт продовольствия последние годы неуклонно рос, и, как подсчитали в Институте комплексных стратегических исследований, с начала 2000-х годов увеличился в шесть раз. По итогам 2013 года сумма продуктового импорта составила 43 млрд долларов.
Но это общий импорт. Если же говорить о тех странах, против которых Россия ввела санкции (США, ЕС, Норвегия, Канада и Австралия), то здесь оценки разнятся. Одни называют цифру 4 млрд долларов в 2013 году, другие – 9,5 млрд долларов (данные лондонского агентства Capital Economics).
В любом случае ясно, что это большая доля, и внезапное выпадение ее из общей структуры импорта будет очень непросто компенсировать.
Найти продавцов
Сильнее всего побочные эффекты санкций, введенных Москвой, могут проявиться в сфере молочной продукции.
«У нас проблемы базового характера на рынке, а именно: дефицит предложения товарного молока-сырья. Он компенсируется закупками сухого молока. А оно импортируется из стран ЕС – в частности, из Прибалтики. В этом сегменте я ожидаю роста цен», — предупреждает генеральный директор Института аграрного маркетинга Елена Тюрина.
Если цельномолочной продукцией, продолжает эксперт, Россия обеспечивает себя на 90%, поэтому существенного роста цен ожидать не приходится, то с сырами ситуация складывается более тревожная. Премиальные сорта сыра ввозятся именно из тех стран, которые подпали под российские санкции.
«На мой взгляд, премиальный сегмент сыров может вырасти на 20%. Аналогичная ситуация со сливочным маслом. Там я ожидаю роста цен на 15%», — отмечает Тюрина.
Также, по ее словам, цены будут расти на яблоки, груши, замороженные овощи и свежие салаты, которые импортируются в основном из Европы. На замену им будут приходить продукты из стран наподобие Чили и Сербии, но в силу дальности транспортировки цены будут выше.
В поисках новых маршрутов
В то же время маркетологи призывают не делать общих выводов, поскольку даже применительно к одной группе продуктов ситуация по географии поставок совершенно различна. Поэтому, например, сегмент дорогих сыров станет еще дороже, а в среднем ценовом сегменте сыр будет стоить примерно столько же.
Помимо необходимости искать новых поставщиков, российские розничные продавцы столкнутся и с необходимостью выстраивать новые логистические цепочки. Ведь мало найти продавца, нужно еще понять, как доставить его товар в Россию.
В числе проблем здесь называют централизацию продуктовых складов в Москве, а также морские порты, сосредоточенные на северо-западе страны. Однако не все склонны видеть тут большие проблемы.
«В последнее время склады развиваются, разрабатываются новые маршруты поставок. Не очень понимаю, какие здесь могут быть сложности. Все будет нормально», — успокаивает исполнительный директор Ассоциации розничной торговли Андрей Карпов.
По его мнению, на настройку новой системы уйдет полтора-два месяца, причем покупатель даже ничего не заметит, потому что у крупных сетей и дистрибьюторов сделаны достаточные запасы продуктов. Еще несколько недель на прилавках можно будет найти наименования, запрещенные российскими властями.
Кредиты и уловки
Ему вторит Елена Тюрина, возглавляющая Институт аграрного маркетинга.
«Морская логистика [то есть перевозка продуктов по морю] в целом достаточно недорогая. Кроме того, 85% импорта, например, говядины приходится на страны Латинской Америки, и если надо будет везти еще что-то, то маршруты уже отработаны», — рассуждает она.
Гораздо больше сейчас зависит от того, смогут ли российские власти создать условия для российских же производителей – и по доступу на рынок, и по созданию дополнительных производственных мощностей, отмечают собеседники Би-би-си.
«Важно понять, что будет компенсировано нашим производителям, окажут ли им необходимую кредитную поддержку, чтобы они могли расширять производство. Если это не случится, то очень скоро мы увидим негатив», — говорит Вера Кононова из Института комплексных стратегических исследований.
Именно с кредитами могут получиться трудности: ведь кредитуют фермеров в основном госбанки, а они сами сейчас испытывают санкционное давление со стороны Европы и США — и работают в условиях сокращения доступа к зарубежным деньгам.
Еще одно обстоятельство, на которое указали опрошенные Русской службой Би-би-си эксперты, имеет этическое измерение. Торговцы зачастую пользуются любым поводом для того, чтобы повысить цены.
Так что среди всеобщего шума по поводу российских «антисанкций» многие из них могут необоснованно повысить цены. А разобраться, в чем истинная причина, удастся не сразу.
Дмитрий Булин, Би-би-си, Москва