К. Боровой о последствиях санкций против России: здравствуй, СССР
Санкции позволят молодым гражданам России узнать о том, о чем они раньше могли только прочесть в мемуарах злобных ненавистников СССР.
Самое время вспомнить, как это бывает, когда экономика страны изолирована от мировой, хотя, СССР не был полностью изолирован.
Пока была валюта, сначала за нефть, а потом кредиты, все выглядело не катастрофично.
В московских, а иногда даже и в питерских магазинах в продаже появлялись австрийские женские сапоги. А в Новосибирск поступало так мало сапог, что с трудом хватало на своих – работников торговли, ОБХСС (это новое название ФСБ через пару лет), райкомов и обкомов партии, руководителей овощебаз.
Если внимательно отслеживать процесс, чем профессионально занимались специальные люди, которых народ называл спекулянтами, с некоторой степенью вероятности, отличной от нуля, простому гражданину тоже можно было попасть в такую очередь. 4-5 часов в очереди и вам предлагают 33 и 44 размеры. Других размеров не осталось. Очень популярны были растяжки 33 размера до 37 и толстые носки, позволявшие носить сапоги на 2-3 размера больше.
Это называется ДЕФИЦИТ.
Без сапог прожить можно, но как прожить без мяса, рыбы, хлеба?
Лично отстоял сотни раз за этими продуктами по 3-4 часа.
Еще одно забавное явление, которое является следствием изоляции – НЕУРОЖАЙ.
Это когда в стране неурожай хлеба, и хлеб исчезает с полок магазинов совсем.
В нормальной стране никто этого не замечает, есть места на планете, где урожай нормальный. Но когда зависишь только от одного своего сельского хозяйства, то печалька.
Чуть раньше зерно исчезает из рациона животных, поэтому отсутствие мяса, кур и яиц объясняется тем же загадочным словом неурожай.
Очень странно, но ОТСУТСТВИЕ КОНКУРЕНЦИИ с мировым рынком не приводит к повышению производительности в сельском хозяйстве. Даже, когда на помощь колхозам вызываются в большом количестве научные работники собирать в мешки картошку.
Еще одно замечательное явление, о котором нельзя не упомянуть – КАРТОЧКИ на промышленные товары и продукты или более мягкая форма распределения дефицита – ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЕ НАБОРЫ или распределение промышленных товаров в рабочем коллективе. Иногда такое распределение обходилось и без смертельных обид и даже без драк.
И, наконец, самое замечательное явление. Радостное и оптимистичное информирование граждан о том, что производительность труда резко выросла и теперь на одну душу населения производится в пять раз больше десятков яиц, литров молока, килограммов мяса и рыбы, батонов хлеба, чем довведения новой государственной программы «Накормим всех»…
При полном отсутствии перечисляемых продуктов на прилавках магазинов.
Известные в советские времена юмористы Тарапунька и Штепсель, к слову сказать, демонстрировавшие неизбывную дружбу украинского и русского народов, как-то пошутили по этому поводу, что из радио репродуктора крупы не отсыпать, а из телевизора молока не отлить. За что получили на несколько лет волчий билет. Шутить тоже придется по талонам.
Впрочем, с некоторыми парадоксами ПРОПАГАНДЫ граждане России уже ознакомлены.
Хорошо, что теперь никакой рекламы не будет, нечего будет рекламировать, на рекламных щитах появится наконец-то место для обвинений американского агрессивного империализма, израильской (или украинской ) военщины, агрессивного империалистического блока НАТО…
В самые интересные времена СССР на Комсомольской площади висели две яркие неоновые рекламы.
На ЦДКЖ: «Пейте чай».
На гостинице Ленинградская: «Если свет зажегся красный, значит, двигаться опасно!»
Впрочем, реклама чая провисела недолго.
А уж про спички, соль и свечки — отдельная замечательная история.
Вы уже запаслись?