Кризис и мотивация: проблема отечественного производства
Отдельные мероприятия по стимулированию творческого труда уже осуществляются некоторыми передовыми отечественными предприятиями. Однако на многих предприятиях существует ряд управленческих проблем с пониманием не только сущности и путей применения разных мотивационных теорий, но и с должным пониманием важности мотивации интеллектуального труда как такового. Особенно важна верная мотивация в период экономического кризиса.
Исследования показали, что:
- значительное количество управленцев (68%) не обладает даже начальными знаниями современных теорий мотивации;
- в практике управления практически отсутствуют даже интуитивные попытки улучшить ситуацию в организациях с помощью современных мотивационных технологий (93%);
- для поощрения подчиненных, руководство организаций (85%) продолжает использовать традиционный для школы административно-командного управления инструментарий материального стимулирования;
- руководители, как правило (75%), не представляют своих подчиненных в качестве объектов мотивационных воздействий и не владеют информацией об их ключевых чертах, характеристиках, потребностях и склонностях к внешним воздействиям;
- на большинстве (до 90%) предприятий отсутствует внятная программа производственного контроля за сотрудниками, занимающимися интеллектуальным трудом
В целом, несмотря на некоторую безграмотность управленцев-практиков относительно мотивационных теорий, можно утверждать, что в наше время главными подходами к мотивации труда являются модель подкрепления, диспозиционные и когнитивные теории, которые имеют практическое и теоретическое значение, но ни один подход не является полностью адекватным творческому интеллектуальному труду.