Михаил Хазин об отставке украинского правительства: экономика умрёт, а лечить её запрещено хозяевами
Я давно не писал про Украину, ограничиваясь размещением чужих текстов, показавшихся мне интересными. Это, кстати, не значит, что я с ними во всём согласен, просто в этих текстах содержится информация, которая, возможно, даёт ответы на вопросы, на которые я раньше ответов не находил.
Впрочем, это отступление. А главной причиной, по которой я решил написать про Украину, связана с тем, что подал в отставку премьер Яценюк. Обсуждать внутриполитические проблемы страны я, конечно, не буду, а попытаюсь обсудить экономику. И начну со справки, которую подготовил украинский минфин:
СПРАВКА. Минфин о ситуации с наполнением бюджета и состоянии экономики
За январь-июнь 2014 поступления в государственный бюджет (без официальных трансфертов) составляют 174,8 млрд грн.
Налога на прибыль предприятий поступило 24,8 млрд грн. Это меньше на 5,6 млрд грн по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.
НДС с произведённых в Украине товаров (работ, услуг) поступило 40,9 млрд грн (меньше на 2 млрд грн), НДС с ввезённых на территорию Украины товаров — 43,4 млрд грн (меньше на 2,6 млрд грн).
На уменьшение доходной части бюджета влияет ряд факторов:
• Напряжённая ситуация в восточных регионах. Военные действия на территории Донецкой и Луганской областей привели к уменьшению, а в большинстве случаев к замораживанию деловой активности предприятий.
• Уменьшились объёмы промышленного производства области, сосредоточенные на востоке страны. В Донецкой области индекс промышленного производства составляет 87,7% к январю-июню прошлого года, в Луганской области — 95%. Добыча каменного и бурого угля сократилась на 5%, металлургическое производство — на 8,7%, машиностроение — на 18%, производство химической продукции — на 14,1%, поставка электроэнергии и газа — на 0,4%.
• Замедление роста экономических показателей. По данным Госстата, усилилось падение реального валового внутреннего продукта. Если реальный ВВП в январе-мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года составлял 97,7%, то в январе-июне 2014 года — 97%. Существенное падение произошло в июне — 94,1% (май — 95,1%).
Падают индексы промышленной продукции по основным промышленным группам. В I полугодии 2014 по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года индекс промышленной продукции в промышленности составил 95,3% (металлургическое производство — 91,3%, машиностроение — 82%, поставки электроэнергии и газа — 99,6%).
Товарооборот по данным таможенной статистики в январе-мае 2014 по сравнению с прошлым годом уменьшился на 16,1%, в т.ч.:
• импорт товаров на 24,5% (уголь каменный, антрацит — на 30,8%, кокс — на 58,5%, автомобили легковые — на 52%);
• экспорт товаров на 6,3% (полуфабрикаты из углеродистой стали — на 3,6%, трубы — на 29,8%, части железнодорожных локомотивов — на 27,2%, вагоны для перевозки грузов — на 82,8%, удобрения минеральные или химические, азотные — на 45,4%).
Можно ещё добавить информацию от министра финансов: «По подсчётам министра финансов Александра Шлапака, проведение АТО обходится бюджету в 1,5 млрд гривен ежемесячно.
«Мы считаем минимально необходимой суммой 9,1 млрд до конца этого года», — сказал министр, одной фразой дав понять две вещи: что придётся ещё больше затянуть пояса и что военная операция на Донбассе точно не будет молниеносной.
Бюджетные поступления не дают возможности изыскать дополнительный финансовый ресурс — фактически, даже о получении запланированных доходов речь не идёт.
На 1 июля падение ВВП составило 5%, прогноз до конца года — минус 6,5% при изначальных ожиданиях в минус 3%. Это проседание уже формирует невыполнение доходной части на 14,5 млрд гривен к концу года.
За первое полугодие налоговые поступления составили 122,5 млрд гривен, или 96,8% от плана. Поступления от внутреннего НДС — 40,5 млрд, или 92% от плана. Основная причина недобора — замедление темпов экономического развития.
Причиной отклонения от плановых показателей по импортному НДС (43,4 млрд за полугодие, или 93,2% от плана) является сокращение объёма импортных операций.
Например, объёмы импорта за январь-апрель 2014-го составили всего 78% от показателя за аналогичный период 2013 года. Налога на прибыль предприятий поступило 24,8 млрд гривен, что меньше на 5,6 млрд гривен в сравнении с аналогичным периодом прошлого года.
Всё это вкупе с курсом гривны, который ожидался на уровне 10 грн/$, а реально доллар стоит 12 гривен, сформировало дополнительные расходы бюджета — 31 млрд гривен.
Для покрытия дефицита предлагалось «продать что-нибудь ненужное». На прошлой неделе правительство обнародовало программу приватизации, в рамках которой объявило о планах выручить 15 млрд гривен за 164 объекта госсобственности».
Теоретически эти показатели вроде бы не совсем смертельны… Однако тут нужно отметить несколько важных обстоятельств. Во-первых, статистика запаздывает. И сегодня ситуация в экономике хуже, чем была даже две недели назад (да и официальные данные, скорее всего, несколько приукрашены). Во-вторых, власти Украины целенаправленно её ухудшают. Речь идёт о попытках остановить хозяйственное взаимодействие с Россией, которая является главным экономическим партнёром Украины. В-третьих, колоссальные средства, которые тратятся на карательную операцию, должны откуда-то браться, и поддержка Запада тут носит достаточно ограниченный характер. В-четвёртых, постоянные бомбёжки и обстрелы собственных территорий не поддерживают в них экономическое развитие, скорее, наоборот.
При этом нужно понимать, что Украина, как и всякая малая экономика (а больших в мире всего две — это Китай и Индия, населения которых теоретически достаточно для того, чтобы создать современную экономику на основании внутреннего спроса), должна для повышения жизненного уровня своего населения что-то экспортировать в рамках мирового разделения труда. Вопрос только — куда. Пока Украина экспортирует руду в Китай и технологические товары в Россию, Евросоюз товары с Украины принимать хочет в крайне ограниченном количестве. И по мере развития кризиса это желание будет только падать. То есть база для расширения экспорта отсутствует, напротив, он будет падать!
Фактически Украина сегодня подошла к моменту, когда начинает рассыпаться тонкая ткань нормального хозяйственного оборота. Люди не могут взять свои деньги в банках, предприятия не платят зарплаты, значит — невозможно заплатить за самые насущные товары. До голода ещё далеко (дай Бог, его и не будет!), но ситуация напоминает Россию в худшие времена 90-х. А в такой ситуации поддерживать систему государственного управления становится всё сложнее и сложнее. Фактически страна начинает стремительно регионализироваться по факту, поскольку поддерживать сложную систему на основе бартера и при отсутствии платёжеспособного спроса просто невозможно…
И всё это сильно обострено внутренней войной, куда более серьёзной и масштабной (и дорогой), чем Чечня для России. И возникает два вопроса: что делать дальше и кто будет нести ответственность за все эти безобразия… Что делать, может быть, и можно было бы придумать, в конце концов, договориться с ополченцами. Наверно, можно, вряд ли им нравится, как их дома постоянно обстреливают. Разумеется, условия договорённости будут сильно более жёсткими, чем могли бы быть в начале года, — ну так должен же Киев платить за развязанную гражданскую войну. Но есть проблема.
Состоит она в том, что политическая «крыша» нынешнего киевского режима (обсуждать его легитимность я не буду, в конце концов, де-факто он признан всеми), США, категорически требуют соблюдения некоторых условий. Главное из которых — прекращение отношений с Россией, превращение Украины в жёстко русофобское государство. Отметим, что в середине 2000-х, первые месяцы президентства Ющенко, план был другой — сделать Украину центром «сборки» русских земель, однако он явно провалился, и США перешли к «плану Б». Поскольку представить себе, что ополченцы Юго-Востока с ним согласятся, достаточно наивно, нужно продолжать войну…
Теоретически можно предположить, что Киев выиграет. И что он тогда получит? Полностью разгромленную экономику, значительную часть агрессивно нелояльного населения, большое количество нелегальных вооружённых формирований, занимающихся грабежом и рэкетом… На фоне падающей экономики. Теоретически можно продать землю и порты — но вот вопрос, кто купит? Цена-то, может, будет и не слишком большая, а вот риски — риски будут запредельные. И поднимать экономику не на что: у своих денег нет (а значит, нет и платёжеспособного спроса), ЕС и Турция ничего покупать не будут (и даже Китай, по мере развития кризиса), а с Россией дела иметь запрещено.
И второй вопрос: об ответственности. Причём дело тут даже не в «Боинге» (если его сбили украинские военные или каратели) или простых гражданах Украины. Речь идёт об ответственности в рамках финансовых отношениях внутри старых и новых кланов, рвущих сейчас остатки Украины. У каждого из них есть свои «аргументы» давления на политиков, и удовлетворить все интересы никак невозможно — поскольку ощущение конца не ослабевает, все грабят «как в последний день», а «пирог» только сокращается.
Приведённые выше рассуждения минфина касаются нормального государства, в котором функционирует экономика, платятся налоги, где кого-то можно стимулировать, а кого-то — обложить чуть сильнее. Ничего подобного на Украине уже нет — как можно брать налоги с граждан, которые зарплату не получают? А как они будут платить за тепло и свет? И у правительства возникает сильное желание уйти от ответственности — в конце концов, после констатации проблем все начинают задавать вопрос о том, что делать. И как на него отвечать?
В общем, я не исключаю, что крысы начали бежать с тонущего корабля. В конце концов, это ж не ополченцы Юго-Востока, которые защищают свои дома, детей и матерей. Речь идёт о людях, которые давно держат в западных банках миллионы, и им совершенно не улыбается нести ответственность за действия в стране, в которой они жить не собираются. Впрочем, я могу и ошибаться, и отставка Яценюка есть тактический ход — в конце концов, политики свои действия во многом совершают на основании интуиции, а не аккуратных расчётов. Да и сложные интриги в США никто не отменял.
В любом случае, даже официальные данные минфина Украины показывают, что в экономике страны идут остро негативные процессы, которые просто невозможно остановить. Даже то, что можно было бы сделать, сегодня запрещают политические кураторы нынешнего киевского режима. И, как говорят врачи, прогноз неблагоприятный.
Михаил Хазин, odnako.org