Снижение рейтинга S&P аукнется в каждом доме
Десять лет развития и экономического роста России оказались выброшены на ветер из-за геополитического кризиса. Агентство Standard & Poor’s (S&P) в минувшую пятницу понизило кредитный рейтинг России до уровня, с которого наша страна поднималась начиная с 2003 г. Вдобавок S&P решил оставить прогноз негативным. А это значит, что есть высокая вероятность снижения рейтинга до уровня BB+ и изгнания облигаций России из категории инвестиционных в категорию спекулятивных.
А ведь в 2003-2004 гг. переход России со спекулятивного уровня BB+ до инвестиционного рейтинга BBB- считался очень важным достижением страны, знаком ее международного признания. Инвестиционный рейтинг открывал возможности для покупки российских бумаг признанными международными фондами, вкладывающими деньги в качественные облигации.
С повышением рейтинга страны в 2004 г. новые возможности открылись и для российских компаний и банков – они могли занимать на международном рынке по более низким ставкам, поскольку суверенный рейтинг всегда является потолком для рейтинга национальных корпораций.
Высшей точкой в истории российских рейтингов был 2008 г. – перед началом кризиса Россия поднялась до уровня BBB+ (нынешний уровень средних членов еврозоны). Кредитоспособность нашей страны оценивалась как никогда высоко, ею гордились. Но все это в прошлом — сейчас принято не очень обращать внимание на «вражеские» рейтинги и оценки.
Два других агентства «большой тройки» также в ближайшее время, скорее всего, тоже влепят России “горчичник”. Поэтому надо понимать, какие последствия нас ждут.
Скорее всего, продолжится атака на рубль и распродажа российских бумаг. Снижение рейтингов на одну ступень практически гарантировано для госкорпораций и госбанков, а также регионов, имеющих рейтинг на уровне странового — Москвы, Петербурга, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов.
Долговые рейтинги компаний не так сильно зависимы от ситуации с суверенным рейтингом, но и они почувствуют разницу. Если за нынешним снижением суверенного рейтинга последует снижение до BB+, то привлечение новых займов для компаний станет дороже на 0.5-0.7% годовых в валюте, снизит объемы спроса на новые выпуски и ликвидность вторичного рынка (так как часть фондов и инвесторов будет отсечена).
Ситуация пока скорее неприятная, а не катастрофичная. Но вкупе с банковским кризисом и риском просрочки долгов может усугубить падение экономики и потребовать активного вмешательства государства – причем, в тот момент, когда его возможности существенно хуже чем 5 лет назад.
Впрочем, пока это скорее теория. Внешние рынки и так остаются закрытыми для российских заемщиков, которые все вместе должны вернуть до октября около $60 млрд. Минфин уже отложил размещение еврооблигаций, но его спас слабый рубль. Девальвация помогла Минфину удовлетворить существенную часть потребностей федерального бюджета в финансировании.
А вот большинству корпоративных заемщиков придется срочно искать источники дополнительного финансирования. Компании, имеющие существенные зарубежные активы, могут решить проблему финансирования, занимая деньги на иностранное юрлицо. Но для остальных потребуется опора на рублевый рынок или прямая господдержка.
В отличие от 2008 г., внутренний рублевый рынок сейчас более развит. Но к сожалению, этот рынок все больше зависит от ликвидности ЦБ. Он старается: недавно объявил о расширении рефинансирования под нерыночные активы на срок до трех лет.
Но есть опасность, что и эти деньги никого не смогут стабилизировать ситуацию: из-за продолжающихся отзывов лицензий средних банков и неопределенных заявлений властей, на рынке банковских депозитов царит нервозность. Поэтому полученные по очень льготным ставкам ЦБ деньги могут быть направлены на краткосрочные спекуляции и усугубить риски банковского сектора.
Если предположить, что правительство настроено действовать разумно, то сейчас нужно сделать все возможное, чтобы Россия осталась с инвестиционным рейтингом.
Получить его обратно будет сложнее, чем удержать ситуацию путем восстановления бюджетной дисциплины и прекращения публичного прожектерства. Конечно, при условии отсутствия негативных событий во внешней политике.
Корпорациям следует работать над минимизацией ущерба и диверсификацией фондирования, а также защитному позиционированию в условиях кредитного прессинга.
А гражданам пора понять, что рефинансирование кредитов подорожает в самое ближайшее время и населению придется забыть о легких и быстрых “кредитах на мечту”. Придется сильно умерить свои потребительские аппетиты и довольствоваться уже имеющейся бытовой техникой, автомобилем или квартирой, а также реже ездить в отпуск.
Обижаться на рейтинговые агентства за это не стоит, они не более чем зеркала.
Автор — Антон Табах, старший экономист Института энергетики и финансов