Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Продажи автомобилей при кризисе

Уровень продаж новых автомобилей резко упал во всем мире. В аутсайдерах американцы и дорогие эксклюзивные автомобили, более-менее держатся на плаву китайские дешевые авто. Европейские СМИ опубликовали отрывки из доклада Ассоциации европейских автопроиводителей, которые мы и предлагаем вашему вниманию.

Продажи новых машин в Европе за январь упали на 26%, что стало рекордным падением, по меньшей мере, за четверть века. Об этом говорится в докладе Ассоциации европейских автопроизводителей, детали которого просочились сегодня в европейские СМИ. Официальная публикация доклада должна состояться в пятницу. Ранее по продажам машин в первом месяце 2009 года отчитались американские автопроизводители, а также китайцы. В частности, продажи машин в США за прошедший месяц упали на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, откатившись до уровня 1982 года. Падение уровня продаж в январе в Китае оказалось значительно меньшим – всего 14,4%. Это «помогло» Поднебесной впервые выйти на первое место по показателю продаж новых автомобилей в январе 2009 года и обогнать прежнего лидера – США.

Статистика в части уровня продаж новых машин за прошлый месяц в России выйдет чуть позже. Между тем, часть автоконцернов, работающих на российском рынке, уже посчитали количество проданных в январе новых авто: большинство из них зафиксировали падение уровня продаж, за исключением Volkswagen – продажи этих «немцев» выросли в январе на 39% по сравнению с январем 2008 года. В чем причина успеха концерна Volkswagen на российском рынке – однозначного ответа дать невозможно. Возможно – это успешная маркетинговая политика компании, «игра» на скидках и всевозможных бонусах, привлекательные программы по страхованию.

Анализируя ситуацию на рынке продаж в январе этого года, следует сразу оговориться, что первый месяц нового года всегда отличается рядом особенностей применительно к ситуации с продажами в остальные месяцы – в России, например, машины охотнее покупают весной и летом, нежели зимой. Между тем, эксперты уверены в том, что падение продаж новых авто, начавшееся осенью 2008 года, продолжится на протяжении всего 2009 года. Вопрос лишь в абсолютных цифрах падения продаж.

Европейцы начали 2009 год с рекордного за последние 25 лет падения уровня продаж новых авто (26%). Сокращение объемов продаж автомобилей набирает темпы — в декабре прошлого года спад составил 17%. Настоящий обвал в январе испытал авторынок Испании, где было продано на 43% меньше автомобилей, чем за январь 2008 г. Эта ситуация созвучна состоянию общемирового рынка автомобилей, на котором, по прогнозу экспертов, в этом году продажи упадут до 55 млн автомобилей по сравнению с 63 млн машин в прошлом году.

Ситуация в европейском машиностроении уже грозит вылиться в новый политический кризис внутри Евросоюза. Крупные промышленные страны сообщества, в первую очередь Франция и Германия, готовы принять ряд жестких протекционистских мер для защиты своего автопрома, которые больно ударят по другим странам ЕС, особенно странам Восточной Европы. Для поиска выхода из этой ситуации Брюссель и председательствующая в ЕС Чехия уже объявили о созыве экстренного саммита Евросоюза, намеченного на конец месяца.

Россия также не осталась в стороне от кризиса европейской автопромышленности. Брюссель крайне негативно воспринял решение российского правительства о повышении импортных пошлин на иномарки, расценив его как идущее вразрез с рыночными принципами торговли и нормами ВТО, куда Россию, впрочем, уже 15 лет не принимают.

А вот американцам, у которых рынок продаж авто в январе обрушился на 37% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, пенять приходится только на самих себя. В сознании обывателей всего мира прочно укоренилась мысль о том, что мировой кризис спровоцировали США. В январе американский авторынок подсчитывает убытки. С рекордным снижением спроса в штатах столкнулись практически все мировые бренды — за исключением южнокорейских Кia и Hyundai, интерес к продукции которых, наоборот — возрос. Продажи автомобилей в США упали до уровня 82-го года. Однако, население тогда было на треть меньше, чем теперь. Наибольший удар кризиса пришелся непосредственно на американский автопром. В частности, продажи, GM и концерна Ford к январю в годовом исчислении упали соответственно на 49 и 40%. Влияние выданных конгрессом средств- 17 миллиардов долларов — пока не заметно. На 34% упал спрос на продукцию японской Toyota, на 30% снизился интерес к Nissan. Однако есть и бренды, которые на фоне кризиса показывают рост. По итогам января продажи Кia и Hyundai прибавили 3 и 18% соответственно. Аналитики считают, что корейцы удержались на рынке из-за относительной дешевизны производимых страной авто. Антикризисное предложение Hyundai действительно отличается от действий конкурентов. Корпорация дает возможность вернуть машину в течение года со дня покупки, если ее владелец потерял работу. Пока возвратов немного. Однако это достаточно рискованная стратегия, ведь в последствии могут возникнут уже проблемы с финансированием и с возвратом долгов. Отметим, что подобные программы в РФ Hyundai не практикует.

Упали продажи авто в январе 2009 года и в Китае. При этом уровень продаж китайских автопроизводителей на местном рынке в январе снизился из-за мирового кризиса на 14,4% по сравнению с рекордными продажами в январе 2008 года – тогда было продано 860 000 единиц. Пока (в отсутствии данных по продажам авто в январе 2009 г в РФ) автомобильный рынок Поднебесной является «лучшим из худших» и держит удар, особенно в сравнении с американским автопромом. Если такая тенденции сохранится в течение 2009 года, то Китай станет крупнейшим автомобильным рынком в мире, сообщила Китайская автомобилестроительная ассоциация.

Примечательно, что по прогнозам исполнительного директора GM Майка Ди-Джиованни, в текущем году в Китае будет продано более 10,7 млн. автомобилей, в то время как в США не смогут продать 10 млн. машин. Во многом такие весьма оптимистичные прогнозы связаны с двукратным снижением налога (с 10 до 5%) в Китае на автомобили с объемом двигателя не более 1,6-литра. Также китайские власти решили выделить около 1,5 млрд. долларов в ближайшие несколько лет на новые технические разработки в области автомобилестроения. Все это поможет поддержать уровень продаж в Китае в условиях экономического кризиса.

До последнего времени автомобильный рынок РФ рассматривался европейскими концернами как один из самых перспективных. За последние несколько лет многие автогиганты наладили в РФ производство своих машин. Решение правительства РФ в период кризиса поддержать отечественный автопром формально распространяется и на иномарки, собранные в России.

Возможно, пуск завода в Калуге оживил продажи машин марки Volkswagen – рост в январе 2009 составил 39% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. За первый месяц 2009 года на российском рынке через официальных дилеров было реализовано 2882 легковых автомобилей марки Volkswagen (в январе 2008 года количество проданных легковых автомобилей составило 2077 шт). На первое место по итогам января 2009 года традиционно вышел Volkswagen Passat — 788 автомобилей (включая 57 автомобилей Passat Variant). В январе 2009 продано также 30 автомобилей Passat CC (продажи Passat CC стартовали в ноябре 2008 г.).

На втором месте по продажам в модельном ряду Volkswagen находится Jetta. За первый месяц 2009 года было продано 588 автомобилей этой модели.

Третье место занимает внедорожник класса «люкс» — Volkswagen Touareg — 562 шт. Продолжает пользоваться спросом Golf пятого поколения. За январь 2009 было реализовано 453 автомобиля (в том числе 228 автомобилей Golf Plus).

А вот концерн Nissan, который только собирается в мае этого года открыть свой завод в Санкт-Петербурге, сообщил о падении уровня продаж в январе этого года (завод Nissan в Санкт-Петербурге рассчитан на производство 50 тыс. автомобилей в год и будет выпускать 2 модели — Teana и X-Trail). Объем продаж Nissan в России в январе 2009 г. по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. сократился на 27% – до 6 тыс. 251 автомобиля, сообщила пресс-служба российского представительства компании. В частности, в январе с. г. на российском рынке было реализовано 1 тыс. 420 автомобилей Qashqai, 1 тыс. 12 автомобилей X-Trail, 923 автомобиля Almera Classic.

О падении продаж в январе 2009 года сообщил и АВТОВАЗ. Речь идет о снижении продаж на 37,5% по сравнению с тем же периодом 2008 года. Руководство Волжского автогиганта старается не драматизировать ситуацию, заявляя, что спрос на продукцию завода к весне стабилизируется. Однако с начала 2009 года АВТОВАЗ лихорадит, завод дважды останавливал конвейер из-за проблем с поставщиками в части финансовых расчетов.

Уровень продаж автомобилей в РФ в 2009 году может откатиться до показателей двух-трехлетней давности, прогнозируют эксперты. По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи иномарок на российском авторынке в декабре 2008 года упали на 10%. Схожая динамика может быть зарегистрирована и в январе (самые осторожные прогнозы – падение продаж на уровне 10-15%).

Между тем, эксперты дают основания россиянам поиграть на «патриотических» чувствах, а автопроизводителям и дилерам, работающим в РФ, дают повод не впадать в полное уныние, заявляя, что даже если авторынок России откатится на уровень 2006 года, это не станет трагедией. Для сравнения, мировые авторынки из-за кризиса возвращаются к объемам двадцатипятилетней давности, а американский автопром скатился в январе этого года, как было сказано выше, до показателей 1982 года.

Источник – Прайм-Тасс

Читайте также:

1 комментарий

  1. Mellon:

    Хоспаде, хоть шото за 2008-2009 год — нифига найти не могла!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *