Как удерживать доходность предприятия в период экономического кризиса
Любой финансовый кризис рынков имеет одно емкое негативное следствие – снижение покупательской способности. Оно происходит по принципу домино и, начинаясь с крупных игроков, в итоге затрагивает и рядового пользователя.
Особенно многочисленны потери в пластах среднего бизнеса, который оказывается между молотом и наковальней: поставщики и производители не могут давать прежние объемы и/или цены, а потребители не могут покупать в прежнем количестве и/или по новой цене. Такую ситуацию уже не спасают корпоративные подарки, сделанные нужным людям в нужных учреждениях и приходится включать антикризисный менеджмент.
Что включает в себя эта система?
В первую очередь стоит помнить, что цель антикризисного управления не в получении и увеличении прибыли, а в удержании рентабельности и доходности предприятия на положительном уровне. Это временная мера, которая призвана помочь компаниям пережить сложный период. В нее входит детальный анализ всех сильных и слабых сторон деятельности, а также оценка рисков и возможностей (SWOT-анализ), создание и внедрение сценария оптимизации затрат, диверсификация бизнеса и альтернативное управление.
Опуская SWOT-анализ, который проводится по общеизвестным шаблонам, стоит заострить внимание на необходимости внедрения оптимизации затрат и всех бизнес-процессов. Как человек в условиях дефицита кислорода не должен совершать лишних телодвижений, чтобы не сжигать ценные молекулы, так и компания в период кризиса должна рассчитывать каждый свой шаг.
Многие начинают с зачистки штата. Это вполне рациональный шаг в том случае, если кадровый состав был действительно раздут. Но если специалистов немного, то сокращая их, вы взваливаете работу двоих на одного и в результате получите отсутствие сотрудника. Куда эффективнее предложить персоналу работу на условиях удаленного доступа (из дома) и снизить ставочную базу оклада на 15-20%. При этом в качестве стимулирующих элементов можно презентовать сотрудникам рекламные сувениры, которые есть на складе. В том числе эту продукцию можно использовать как бонус к продаже основного товара.
Альтернативное управление может в данном случае подразумевать делегирование права решения руководителям отделов. При этом основной вектор работы и взаимодействия задается кризис-менеджером.