Изменения в ценностных ориентациях российской молодежи

Произошедшие в начале 1990-х гг. в России события привели к серьезным изменениям в политической и экономической сферах жизни нашего общества. В этом контексте представляется любопытным обращение к результатам исследований, посвященным изучению изменений в мироощущении и ценностных ориентаций российской молодежи, которая, говоря простым языком, родилась в одном государстве, а выросла совершенно в другом.

Пожалуй главное, что следует отметить – наибольшее влияние на ценностные ориентации молодежи произвели экономические преобразования. За последнее двадцатилетие жизненный акцент многих молодых людей (прежде всего студентов) переместился на деловую и экономическую активность и преобладание прагматических соображений (в противовес преобладавшим ранее направленности на самоутверждение и альтруистические позиции).

Вышеуказанная тенденция особенно отчетливо проявилась в кризисные для российской экономики годы (1994, 1999 гг.). Интересным является то, что преобладание направленности на экономичесую и деловую активность студенчества является более характерной для возрастных социальных групп, связанных с постоянной трудовой деятельностью.

Некоторые ценности динамично изменялись в 1994 — 1999 гг., но в период 1999 — 2003 гг. они стали относительно устойчивыми. Среди них можно выделить ценности воспитанности, здоровья, терпимости, свободы, общения с друзьями. Ценность красоты среди старших школьников сначала уменьшалась, а после 2003 года существенно возросла. То же самое следует сказать и о ценности собственной семьи.

Выявлена еще одна интересная особенность. Последствия социально-экономических кризисов влекут более серьезные изменения ценностных ориентаций в среде старших школьников, нежели в среде студентов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *