Кризис и торговля книгами: отрасль может погибнуть

В условиях кризиса могут погибнуть до половины отечественных книжных магазинов. Оптовая цена книг (соответственно, и розничная) растет, доходы населения сокращаются, и купить себе интересное издание может теперь далеко не каждый россиянин. Сокращение ассортимента книг в магазинах заметно с декабря, а пик падения спроса на литературу прогнозируется на летние месяцы.

Наступивший год может стать роковым для 30%-45% российских книжных магазинов и киосков. Кроме того, эксперты ожидают заметного сужения рынка литературы. Тем временем, уже в январе наступившего года из-за роста оптовых цен книги подорожали в среднем на 10%. «Книгоиздатели пытаются компенсировать свои расходы на подорожавшую бумагу, краску, электроэнергию и так далее, – объясняет возросшие аппетиты оптовиков начальник отдела закупок книжной сети «Буквоед» Сергей Денисов. – Из-за этого ассортимент книг в ближайшие месяцы заметно сократится, а потребитель будет видеть в магазинах только наиболее перспективные с точки зрения продаж проекты».

При этом количество нереализованной литературы увеличилось. Между тем некоторые столичные сетевые книжные магазины уже начали закрывать филиалы, поскольку подорожала аренда, стоимость коммунальных услуг и электричества, пишут Новые Известия. «В период дефолта 1998 года многие магазины оказались на грани банкротства, – сообщает специалист отдела маркетинга магазина «Москва» Мария Ненахова. – Но тогда издатели и книготорговцы достаточно быстро объединились и перестали компенсировать убытки за счет партнеров, что и помогло им выжить. Как будет в этот раз, сказать трудно. Но все-таки я надеюсь, что книжная отрасль не окажется в плохом положении: книги ведь дешевле, чем боулинг или поездка на курорт».

При этом эксперты прогнозируют спад интереса к легкой литературе и беллетристике, но при этом рост спроса на публицистику, классику, философские и политические тексты. «Спрос на беллетристику снизится, – прогнозирует социолог Анна Очкина. – Станет ли публика чаще читать серьезную литературу? Я убеждена, что станет, поскольку классика и публицистические произведения по природе своей становятся актуальными именно в неблагополучные времена. Например, я выяснила, что уже сейчас хорошим спросом в магазинах пользуются произведения Трифонова и других шестидесятников, о которых еще полгода назад никто не вспоминал. Мало того, возрастет внимание к радикальным философским и политическим произведениям».

Однако в издательствах с этой точкой зрения не согласны. Вадим Назаров, главный редактор «Амфоры», сказал: «Нельзя говорить о том, что, столкнувшись с серьезными проблемами, читатели перейдут на более серьезное чтение. Читатели массовой литературы просто откажутся от покупки книг на время кризиса». В то же время Назаров ссылается на опыт предыдущего кризиса: «В период дефолта 1998 года повышенным спросом пользовалась фантастика и сентиментальный роман. Тогда люди искали и находили в книгах лекарство от жестокой реальности».

Мария Ишкова, директор по общественным отношениям издательства «Эксмо», тоже уверена, что «резкого передела интересов на книжном рынке не произойдет». «Часть людей кинется в массовую литературу, но кто-то будет использовать нечаянно образовавшееся свободное время для того, чтобы нарастить свой интеллектуальный и профессиональный потенциал и, следовательно, обратится к литературе классической и профессиональной, – считает представитель издателя. – При этом спрос будет смещаться с дорого выполненных книг на дешевые. Поэтому уже через полгода в магазинах станет куда больше «карманных» изданий и меньше дорогих».

Как бы там ни было, сейчас в книжных магазинах наблюдается снижение продаж деловой литературы и увеличение спроса на дешевые издания взамен дорогих. «В эти дни у нас значительно сократились продажи в сегменте деловой литературы, которая всегда дорого стоила, – рассказал начальник отдела закупок «Буквоеда». – Люди явно стали экономить. В остальных книжных жанрах также наблюдается перераспределение спроса: дорогим книгам читатели ищут дешевую замену. А книжный магазин, как вы понимаете, от такой читательской экономии теряет в доходах».

Источник — Прайм-Тасс

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *