Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

2013 — год сбывшихся прогнозов

Все, как и было сказано: низкий рост, массовая гибель малого бизнеса, отток капитала, обнуление накопительных пенсий…

Поверьте, это довольно увлекательное занятие: в конце каждого года, когда принято подводить его итоги — в том числе экономические, — вернуться на 12 месяцев назад и вспомнить, какие прогнозы давались в отношении этого года и насколько они сбылись в реальности. Конечно, при желании прогнозы можно отыскать самые разные, в том числе абсолютно противоположные, тем не менее каждый раз можно выделить некое превалирующее мнение независимых экспертов. Очень часто оно оказывается провальным. Ну, например, в преддверии 2008 года все наперебой предсказывали рекордный рост цен на нефть: кто-то называл цифру 150, кто-то 200 долларов за баррель. Закончился тот год ценой 35 долларов за баррель. Перед 2012 годом большинство аналитиков были абсолютно уверены в том, что нефть, наоборот, упадет, вопрос был лишь в том — до 80 или до 60 долларов за баррель. А она преспокойно осталась на уровне выше 100 долларов. А еще тогда все наперебой предрекали неизбежный дефолт Греции, который не случился и по сей день.

Столь длинная преамбула понадобилась лишь для того, чтобы сказать: мы прожили абсолютно уникальный 2013 год. С той точки зрения, что все без исключения «консенсусные» прогнозы независимого экспертного сообщества… сбылись.

Абсолютно все эксперты — от ярых критиков власти до ее представителей в лице специалистов Минэкономразвития — ожидали замедления темпов экономического роста. Так оно и получилось. Перед наступлением 2013 года министерство предсказывало рост ВВП в 3,6—3,7%, в начале этого года снизило цифру до трех, в мае было 2,7—2,8, в конце лета — 2,4, в октябре — 2%, в ноябре и декабре — сначала 1,8, затем 1,5, наконец, на днях, — 1,3%. Угадать последовавший спад на самом деле было несложно: изначально было понятно, что никаких источников для активизации экономического роста в распоряжении правительства нет. Нефть больше в цене не растет; потребительскую активность в условиях высокой закредитованности и отсутствия роста доходов населения подогревать нечем; на внешний спрос при тотальной рецессии в мировой экономике тоже рассчитывать не приходится.

Идем дальше. Абсолютно все эксперты предрекали массовую гибель малого бизнеса в результате повышения более чем в два раза — с 17 до 36 тысяч — страховых взносов, которые перечисляют индивидуальные предприниматели. Результатом этого «блестящего» управленческого решения правительства стало исчезновение за год миллиона индивидуальных частных предпринимателей (ИЧП). Нет, они, конечно, в большинстве своем не исчезли физически — просто ушли в тень. Выбора им государство не оставило: в противном случае при существующей фискальной нагрузке они просто разорились бы. По данным вполне себе провластной организации малого бизнеса «ОПОРа», лишь 6—7 процентов из этого миллиона были «фантомами», заведомо обреченными на исчезновение. Остальные вполне могли бы благополучно работать «на свету» и вносить свою копейку в казну, но их такой возможности лишили. Правда, справедливости ради, по данным той же «ОПОРы», за этот год в стране было зарегистрировано около 360 тысяч новых ИЧП, но баланс в итоге получается все равно глубоко отрицательный. «Предприниматели пережили самый худший год с начала 90-х», — сделал вывод председатель попечительского совета «ОПОРы» Сергей Борисов.

Следующий оправдавшийся прогноз: подавляющее большинство экспертов ожидало, что власти перелицуют пенсионную систему с тем, чтобы урезать в ней накопительный элемент. Изначально речь шла о том, чтобы так или иначе сократить отчисления людей в накопительную часть пенсии, но в конце концов правительство просто их обнулило — с тем чтобы передать все накопления (около 500 миллиардов рублей) в распределительную систему. Опять-таки предполагать нечто подобное было достаточно просто, потому что дефицит Пенсионного фонда, по официальным данным, превысил 1 триллион рублей, а заделывать эту дыру за счет перечисления средств из бюджета в условиях отсутствия экономического роста и прибавления доходов — невозможно. Отсюда идея: решить хоть как-то проблемы сегодняшних пенсионеров за счет средств будущих пенсионеров. Вот мы и стали свидетелями, по сути, конфискационной пенсионной реформы.

Наконец, последний пункт из «консенсусного» прогноза годичной давности: отток капитала из России продолжится с прежней скоростью. И он продолжился: по итогам 9 месяцев (более свежих официальных данных пока нет) из нашей страны сбежало 48 миллиардов долларов. До конца года их будет, по оценкам помощника президента Андрея Белоусова, миллиардов 60, а может, даже больше. В прошлом году было примерно столько же — под 60 миллиардов. А всего, начиная с кризисного 2008 года, чистый отток капитала из страны составил зубодробительную сумму — 430 миллиардов долларов. На эти деньги можно было бы провести 10 таких Олимпиад, как сочинская, но они сбежали… Предвидеть это было легко: в стране как был никуда не годный предпринимательский климат, так он и остался. Но если раньше циничный бизнес приходил в Россию за высоким процентом прибыли, то сейчас, в условиях отсутствия экономического роста, браться этому проценту неоткуда.

Так что экономические предсказатели во всех этих случаях попали в точку, с чем их можно поздравить. А нам внутри этого сбывшегося прогноза жить…

Дмитрий Докучаев, Новая газета

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *