Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Кризис и предпринимательство: в чем успех семейного бизнеса

В чем успех семейного бизнесаЕсть множество компаний, которые преуспевают столетиями. Владение бизнесом здесь передается из поколения в поколение, а множество других «семейных компаний» слишком быстро становятся банкротом. Как говорил Лев Толстой: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая – несчастлива по-своему». Это утверждение применимо и к семейному бизнесу.

Сегодня предприниматели организовывают свое дело в условиях рыночной экономики, есть такие, которые занимают лидерские позиции на рынках. Хотя стоит сказать, что зачастую такого рода «фамильные» компании сталкиваются с другой реальностью: долгосрочного успеха у них нет. Исследования показывают, что уже второе поколение семьи не имеет всех тех качеств, которые были присущи основателям компании, хотя они продолжают настаивать на самостоятельном управлении компанией. А появление третьего поколения ведет к уже неизбежности конфликтов интересов.

Тем не менее, некоторым семейным бизнесам удается избежать такого рода участи и они продолжают ежегодно процветать. В чем кроется причина их долголетия? Ведь многие из них существовали в периоды экономических кризисов и войн, и при этом им удалось сохранить контроль над бизнесом.

Если делать обобщение, то для таких компаний характерно сильное руководство и строгая иерархия: большое значение имеют устные законы ведения бизнеса, которые переходят из поколения в поколение, и четкое понятие права владения компанией. Право собственности может как уничтожить бизнес, так и направить его в нужное русло. В семейном бизнесе должна соблюдаться система сдерживания и противовесов в главных его измерениях: собственности, руководстве и наблюдательном совете. Решения здесь принимаются на семейном совете — нужно ли купить что-то для бизнеса или открыть новый филиал, все решает клан.

Есть семьи, которые отдают предпочтение менеджерам «со стороны», у которых есть опыт управления крупным бизнесом, а другие считают, что лишь треть управляющих могут быть «не из семьи».

Дабы противостоять не семейному владению, много семейных компаний ограничивает продажу акций. Если кто-то из семьи хочет продать акции, то им необходимо получить разрешение своих братьев и сестер, а потом и дальних родственников. В России оптимальна регистрация ООО с небольшим составом участников как со стороны налогообложения, так и со стороны защиты собственности.

Кумовством и семейственностью можно разрушить бизнес даже в первом поколении. Потому во многих семейных компаниях принято не впутывать родственников в управление. Есть даже такие компании, где родственников заставляют проработать 10-15 лет в других корпорациях, перед тем как стать членом семейного бизнеса.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *