Ослабление рубля неизбежно: российские предприниматели выводят деньги за рубеж
Рубль держится из последних сил, пишет «Свободная Пресса». За год вывод денег российскими предприятиями за рубеж вырос вдвое. Банк России будет вынужден согласиться на существенное ослабление рубля, поскольку отечественные компании нефинансового сектора резко увеличили свои инвестиции за рубеж. Вкладывать деньги в российскую экономику они или не видят смысла, или боятся. Эта тенденция и ряд других важных наблюдений проанализированы в свежем обзоре коллектива авторов из Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) под названием «Финансовые индикаторы. Июль-октябрь 2013». На вопросы «СП» ответил руководитель направления денежно-кредитной политики ЦМАКП Олег Солнцев.
Каковы риски, угрожающие сегодня российской экономике?
На этот вопрос наш коллектив ответил в почти одновременно подготовленном материале, посвященном именно рискам. Главные угрозы концентрируются в высокой вероятности возникновения системного банковского кризиса, которая, видимо, будет сохраняться до сентября 2014 года. Так, значение сводного опережающего индикатора системного банковского кризиса 0,122 в августе (Демиргук-Кунт и Детражиа) уже девять месяцев подряд превышают пороговый уровень (0,098). Это является достаточно уверенным сигналом высокой вероятности возникновения кризиса. С этим риском логически связаны высокие системные кредитные риски. Ключевой является проблема «плохих долгов».
Я перечислю причины возникновения этих рисков. Это низкие темпы роста ВВП, указывающие на крайне слабый потенциал повышения доходов заемщиков. Затягивание экономической стагнации, превращение ее в хроническую резко ограничивает способность и готовность должников обслуживать заимствования, привлекавшиеся в расчете на рост будущих доходов.
Сюда можно добавить некоторый рост безработицы. В третьем квартале этого года доля безработных от числа экономически активного населения, оказалась выше, чем годом ранее. А ситуация с занятостью, как показывает опыт России и других стран, оказывает даже более сильное воздействие на платежную дисциплину заемщиков-физических лиц, чем динамика их доходов. И хотя о возникновении устойчивой среднесрочной тенденции роста безработицы речи пока не идет, тем не менее, даже колебания, обусловленные действиями сезонных факторов (например, традиционным сезонным снижением уровня занятости в четвертом квартале) способны привести к заметному росту невозвратов по кредитам населению.
Насколько на самом деле сегодня стабилен рубль?
Формально в третьем квартале и октябре рубль обесценился по отношению к бивалютной корзине всего лишь на 0.7% (для сравнения за второй квартал этого года — на 6.3%). Но эта относительная стабильность курса была достигнута благодаря значительному расширению объема валютных интервенций Банка России (около 14 млрд. долл. за третий квартал, что в 3,5 раза превосходит показатель второго квартала и в 7 (!) раз – третьего квартала 2012 г.).
При этом объективные фундаментальные факторы, наоборот, не способствовали укреплению рубля. Положительное сальдо счёта текущих операций в третьем квартале снизилось до 1,1 млрд. долл. (по сравнению с 3,4 млрд. долл. во втором квартале и 5,8 млрд. долл. в третьем квартале 2012 г.). В августе и, возможно, июле сальдо текущего счета уходило в отрицательную область. Отношение этого сальдо к ВВП за текущий год опустилось ниже 2% (кризисный минимум 2009 года составлял 3,3%). Основная причина ухудшения – продолжающееся интенсивное увеличение импорта услуг. В третьем квартале его прирост к аналогичному периоду предшествующего года составил 25%. Это даже выше рекордных темпов второго квартала.
В сторону ослабления рубля в последние месяцы также действовал другой фактор – увеличение чистого оттока частного капитала. За третий квартал он составил около 13 млрд. долларов, что на 5 миллиардов выше уровня второго квартала.
С чем это связано?
В основном обусловлено резким увеличением прямых инвестиций российских нефинансовых компаний за рубеж (до 17,4 млрд. долларов за квартал против 9,5 млрд. за аналогичный период прошлого года). В результате прервана двухлетняя тенденция к уменьшению чистого оттока капитала из нефинансового сектора. Является ли этот скачок случайным? Или речь идет о пессимизме отечественных компаний в отношении инвестирования в России и новом витке экспорта, не находящего применения капитала? На эти вопросы ответит будущее. Правда, усиление чистого оттока частного капитала было немного смягчено фиксацией банками прибыли, ранее полученной от игры против рубля.
Важно иметь в виду, что возможности Банка России сдерживать процесс ослабления рубля, обуславливаемый устойчивым ухудшением сальдо по текущим операциям, весьма ограничены. Тем более сложно будет это сделать в условиях перехода к свободному плаванию российской валюты, который Банк России планирует завершить к концу 2014 года. Так что, вероятность ослабления рубля в перспективе ближайшего года высока.
Вы также упоминали о системных рисках в секторе кредитования. Расскажите об этом подробнее.
В третьем квартале ухудшение качества портфеля кредитов населению продолжилось с ускоряющимися темпами. Увеличение доли просроченной задолженности по кредитам физическим лицам в совокупном объеме кредитов происходило вдвое быстрее, чем во втором квартале, и совокупно достигло уровня 5,8%.
Как следствие, ускорилось охлаждение розничного кредитного рынка — несмотря на снижение процентных ставок. Важным фактором замедления спроса на кредит со стороны населения стало снижение потребительского оптимизма, и ухудшение ситуации на рынке труда, где отмечен рост безработицы.
В дальнейшем ужесточение банками кредитования физлиц может привести к росту рисков неплатежей – за счет затруднения доступа к новым займам со стороны заемщиков, зависящих от возможности рефинансирования существующих долгов. Так, согласно проводимому ЦБ обследованию условий банковского кредитования, уже в третьем квартале «подскочил» спрос населения на пролонгацию имеющихся кредитов.
Сегодня банки замещают проседающий сегмент кредитования населения за счет более активной выдачи ссуд предприятиям. В июле-сентябре годовые темпы прироста корпоративного кредитного портфеля оставались на уровне 12.6-13.4%. Одним из значимых факторов стабилизации рынка стала мягкая кредитная политика госбанков. Так, в сентябре Сбербанк декларировал снижение ставок по кредитам нефинансовым предприятиям в среднем на 0,5 процентных пункта. Однако, проблему не решить, заманивая клиентов выгодными кредитными предложениями.
Несмотря на повышение конкуренции на кредитном рынке, плавное снижение процентных ставок по корпоративным кредитам, стартовавшее с начала этого года, уже приостановилось. Проблемы возникли из-за достаточности капитала самих банков и уменьшения темпов сбережения средств населением на банковских депозитах. В итоге обеспеченность банковской системы абсолютно ликвидными рублевыми активами остается невысокой. Она колеблется на среднем уровне последних двух лет – периода структурного дефицита ликвидности в банковской системе.