Проблемы организации работы учетного персонала

Бухгалтерское обслуживаниеПравильно организованный бухгалтерский учет — залог успешного ведения хозяйственной деятельности. В целом процесс организации любого из участков учета — очень сложная и кропотливая работа. Даже при условии идеально разработанной структуры бухгалтерской службы, все же нужно следить за тем, чтобы работники не были перегружены, чтобы эффективно использовали рабочее время, чтобы полностью восстанавливали силы за время отдыха.

Процесс бухгалтерского учета как своеобразный процесс производства имеет присущие только ему средства производства. Большинство задач технического плана решает программная среда 1с бухгалтерия, которая используется сегодня буквально на всех предприятиях.

Следствием реализации собственно учетного процесса является не только ожидаемый результат в виде соответствующих поставленным задачам и цели блоков информации, но и получение и накопление опыта негативных и позитивных моментов всего механизма организации бухгалтерского учетного процесса. Этот опыт требует изучения и учета в целях совершенствования процесса организации данного направления, а значит, продолжения организационных процедур на уровне бухгалтерского учета в части учетного процесса. Наиболее ценные данные передают крупные аутсорсинговые компании, ведущие бухучет на тысячах предприятий — большая четверка Казахстана, фирмы из ТОП-10 по РФ.

Большинство научных работ по организации труда работников занятых бухгалтерским учетом сосредоточено на проблемах организации работы бухгалтерской службы в целом. Однако, довольно мало внимания уделяется организации труда работников в разрезе топологических участков учета, в частности, организации труда людей занятых бухгалтерским учетом вспомогательного производства. Под организацией труда людей занятых бухгалтерским учетом понимают разделение, кооперирование и нормирование труда, а также организационное построение бухгалтерской службы и формирования организационных регламентов.

Разделение труда

При организации труда людей занятых бухгалтерским учетом ведущее место занимает разделение такого труда. Суть разделения труда в области бухгалтерского учета означает расчленение учетного процесса на отдельные процессы, выделение их в самостоятельные виды деятельности (специализацию), отделение исполнителей определенных участков и видов работ. Этот раздел должен отвечать современным условиям работы, и прежде всего техническому уровню вооруженности труда, уровню культуры производства и самого работника.

Кооперирование труда

Следующим элементом организации работы бухгалтерской службы является кооперирование труда. Кооперацией труда называют сочетание трудовой деятельности работников учета для достижения общей цели. Кооперация учетной работы является результатом ее разделения. Чем глубже разделение труда, тем шире его кооперирование, тем удобнее расчленение этих работ и процессов, тем более непосредственных исполнителей нужно объединить.

Нормирование труда и организационное построение бухгалтерской службы

Если рассматривать организацию вспомогательного производства традиционным способом, то вышеуказанные элементы организации труда аппарата бухгалтерии не будут персонифицированы со вспомогательным производством, а войдут в основной модуль организации труда бухгалтерской службы. В случае интегрированного или децентрализованного подхода к организации вспомогательного производства возможны четыре формы бухучета:

  1. традиционный — путем создания структурного подразделения во главе с руководителем отдела для интегрированного подхода или главным бухгалтером для децентрализованного подхода;
  2. бухгалтерский учет вспомогательного производства ведет специалист, зарегистрированный как предприниматель. При этом, возможен вариант, когда при наличии бухгалтерии (в случае интегрированного подхода) как структурного подразделения, приглашается лицо для ведения только конкретного участка учета, например, вспомогательного производства;
  3. на договорных началах бухгалтерский учет вспомогательного производства ведет аудиторская фирма;
  4. собственник или руководитель предприятия самостоятельно ведет бухгалтерский учет и составляет отчетность.

Формирование организационных регламентов

Завершающим этапом организации труда людей занятых бухгалтерским учетом вспомогательного производства является разработка организационных регламентов. К ним относятся положения об отделе (бухгалтерии), должностные инструкции, стандарты, графики, программы управления, регламенты. В общем, организационные регламенты предназначены для упорядочения профессиональных связей в коллективе, регулирования спорных или альтернативных положений законодательства.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *