Антикризисное управление на этапе ранней диагностики кризиса

Кризисная ситуация имеет более сильное проявление в нашей стране вследствие того, что, кроме финансового кризиса, кризисное состояние предприятий усиливается отсутствием опыта высшего руководства предприятий в антикризисном управлении.

Антикризисное управление можно рассматривать как систему предупредительных мер во всех сферах деятельности предприятия. Задачи антикризисного управления будут отличаться в зависимости от того, какой этап развертывания кризиса характерен для предприятия. Антикризисное управление может считаться эффективным, если за счет нейтрализации рисков кризиса удалось избежать. Если добиться этого не удалось, следующий шаг — сопровождение процедур банкротства с минимизацией убытков компании.

Если кризис на предприятии начал разворачиваться, антикризисное управление будет направлено на преодоление кризисных явлений и минимизацию рисков, предупреждение банкротства. В условиях развертывания кризиса антикризисное управление можно рассматривать как действия, направленные на обеспечение выхода предприятия из кризиса. Результатом таких действий должно стать предотвращение банкротства и обеспечение финансового оздоровления предприятия.

Вопрос антикризисного менеджмента для экономической науки не новый. В последнее время все больше ученых обращаются к проблеме антикризисного менеджмента, что вызвано усилением кризисных явлений в мире, развертыванием финансового кризиса в странах Евросоюза, попыткой выяснить последствия мирового кризиса на экономику страны в целом и предприятий.

Процедура антикризисного управления может быть описана по определенному алгоритму, который позволяет формализовать антикризисное управление, прогнозировать развитие ситуации на предприятии и предусматривать наиболее эффективные шаги вывода предприятия из кризиса. Большинство ученых все факторы, вызывающие кризис, разделяют на две группы:

  • внешней среды, то есть такие, при наступлении которых выход из кризиса невозможен;
  • факторы внутренней среды, на которые можно осуществлять управляющее воздействие, то есть такие, которые позволяют при правильной реакции на кризисную ситуацию, уменьшать давление на предприятие.

К первой группе факторов относятся:

  • кризис в отрасли,
  • отрицательное отношение поддержки (акционеров, кредиторов, инвесторов и других заинтересованных лиц),
  • негативные тенденции развития отрасли,
  • монополизация рынка товара, с которым работает предприятие,
  • превышение расходов над ценой реализации продукции,
  • развитие предприятия традиционными, но неэффективными стратегиями, такими, которые не отвечают современным потребностям рынка и изменении окружающей среды — факторов прямого и косвенного действия.

К причинам второй группы следует отнести такие, которые вызваны внутренними проблемами предприятия и в меньшей степени связаны с негативными тенденциями в сфере внешней среды, а именно:

  • незначительные изменения в тенденциях развития отрасли, которые не отследило предприятие,
  • потеря конкурентных преимуществ,
  • различие подходов к развитию бизнеса между собственниками и менеджментом,
  • внутренние конфликты,
  • неудачно выбранная стратегия развития,
  • запоздалая реакция на действия конкурентов,
  • неоправданный риск вывода новых товаров на рынок,
  • неэффективная реализация инвестиционных проектов и прочее.

Относительно каждого конкретного предприятия, причины кризиса для него индивидуальны, и действие факторов, которые оказывают влияние на возможность выхода из кризиса, будет определяться их силой воздействия.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *