Россия не тянет социалку
Бюджет пойдет под гильотину, пишет Андрей Полунин на страницах «Свободной Прессы». Правительству РФ не по карману нынешние расходы на социальную сферу. Возможно, уже 28 мая премьер Дмитрий Медведев объявит о сокращении расходов бюджета на социалку, либо о переносе исполнения части обязательств на более поздний срок – после 2015 года. Это будет сделано в ходе совещания по социальному блоку вопросов, которое пройдет в Белом доме. Это будет сделано в ходе совещания по исполнению социальных обязательств государства, которое пройдет в Белом доме.
Дело в том, что в 2014 году в российский бюджет поступит значительно меньше денег, чем планировалось. Об этом заявил в минувший четверг министр экономического развития Андрей Белоусов на заседании правительства. Белоусов указал на ряд позиций, которые делают ситуацию драматической. Вот некоторые из них: хроническое – пять кварталов подряд – замедление темпов роста экономики РФ; падение цен на нефть; сокращение в 2014 году экспорта российского газа на 10% из-за конкуренции со сланцевым газом США; снижение в 2014 году объема госинвестиций. Поскольку денег станет меньше, весомую часть федерального бюджета придется тратить на замещение расходов регионов.
Все это – очень неприятный прогноз. По-хорошему, правительству в такой ситуации следует переориентироваться на экстренные поиски антикризисных мер, подготовку секвестра бюджета или подготовку к девальвации рубля. Но для начала, вероятно, дело ограничится обрезанием социальных расходов.
Белоусов дал правительству несколько бюджетных рекомендаций – привлекать новые ресурсы для финансирования инвестпроектов из средств Фонда национального благосостояния и пенсионных накоплений граждан. Но и этих средств хватит ненадолго. Значит, зона политической турбулентности, и роста социальной напряженности неуклонно приближается. Чем она аукнется для России?
– Прогноз Белоусова вполне соответствует действительности, но не описывает всех проблем экономики, – считает президент Союза предпринимателей и арендаторов России Андрей Бунич. – В прошлом году небольшой рост ВВП – на 3% – стал возможен только на фоне скачка кредитования – как предприятий, так и населения. Но в будущем такой скачок неизбежно приводит к стагнации и рецессии в экономике.
Поэтому в ближайшей перспективе правительству, возможно, придется пойти на девальвацию рубля. Правда, на этом пути есть ограничения. Рубль сегодня зависит, прежде всего, от движения потоков капитала. Раз так – резкие колебания курса возможны только с оглядкой на эти потоки. В случае паники, обвала рубля, отток капитала из России станет просто катастрофическим.
Дело вряд ли дойдет до одномоментной девальвации, как это было сделано в Белоруссии. Для Лукашенко Россия выступала в качестве кредитора последней инстанции, да и политический фактор был совершенно другой – не было, как в России, широкого протестного движения. У нас подобный шаг чреват огромными рисками для стабильности политической системы.
На мой взгляд, наше правительство будет до последнего избегать резких действий и непопулярных решений. Боюсь, при таком раскладе будут приняты половинчатые меры, которые лишь усугубят ситуацию. Например, банкам позволят рефинансировать кредиты, а в реальности лишь разгонят инфляцию.
Впрочем, инфляционная проблема может возникнуть уже в ближайшее время. С учетом, что наша экономика подсажена на импорт, даже при минимальных девальвационных ожиданиях инфляция будет расти – прежде всего, потребительская инфляции. Это сразу ощутит на себе население.
Параллельно правительство будет проводить скрытое секвестрование бюджета. Под секвестр могут попасть и социальные расходы. По сути, мы стоим на пороге политики экономии, как в странах Южной Европы. Когда сокращаются расходы, какие только можно, обрезаются всевозможные программы. Только у нас, в отличие от Европы, экономия будет происходить на фоне инфляции и роста потребительских цен.
– Это сильно ударит по простым гражданам?
– Жизненный уровень людей, бесспорно, будет только ухудшаться. Думаю, сегодня главный вопрос для правительства – насколько допустимо понизить эту планку.
Проблема в том, что сегодня никто толком не знает, как живет средний гражданин в России. Долгие годы пропагандистская машина работала на лозунг, что все у нас прекрасно, и денег у всех много. Но реального исследования, есть ли у населения подушка безопасности, просто не существует.
За 10-12 лет доходы граждан увеличивались за счет изменения структуры экономики и за счет изменения паритета покупательной способности. Другими словами, цены постоянно росли, и вслед вроде бы росли и доходы. Но если посмотреть на уровень потребления в натуральном выражении, получится, что оно практически не изменилось. Зато существенно выросла закредитованность населения.
Путин пришел к власти под лозунгом стабильности, с заявлением, что при нем жизнь хуже не будет. Поэтому у него ограниченное пространство для маневра. С точки зрения проведения экономических преобразований, перспектив выхода из кризиса – это плохая позиция.
Основное противоречие политической системы России – то, что эффективно в политическом смысле, что обеспечивает контроль над обществом, одновременно подрывает тенденции для долгосрочного роста экономики, ведет ее к потенциальному краху. Боюсь, нынешняя власть не в силах это противоречие разрешить.
У нас огромные затраты на госаппарат, у нас целый класс населения – чиновники – привык получать непомерные деньги. У нас госкорпорации вполне официально – им даже воровать не надо – высасывают колоссальные суммы из бюджета. Возможно ли тронуть эти расходы, уменьшить их каким-то образом? Эти ненужные, бесконечные издержки, которые за десятилетия выросли в десятки раз?! Я в этом не уверен…
В этой ситуации Путин и правительство Медведева вынуждены действовать в узких ограничительных рамках. Это, с одной стороны, социальные обязательства, с другой – международные обязательства по ВТО. Плюс ограничения в финансовой системе страны. Словом, куда ни кинь – всюду клин. Я считаю, попытка удержаться в этих рамках чревата риском сползания в неконтролируемую ситуацию. С другой стороны, традиционным путем, на основе обычной макроэкономической теории, вывести из тупика российскую экономику уже невозможно. Для этого нужны неординарные меры, которые нынешним государственным деятелям даже в голову не придут…
– Белоусов предлагает слишком простые решения проблем, – уверен научный руководитель ГУ «Высшая школа экономики» Евгений Ясин. – Взять деньги из Фонда национального благосостояния и Пенсионного фонда – все равно, что запустить печатный станок. Эти деньги очень плохо возвращаются в бюджет. Значит, создаются условия для инфляции, а это недопустимо.
Нужно срочно решать базовые проблемы экономики, заложенные еще в 2003 году, когда власть разгромила ЮКОС. Бизнесу тогда дали понять, что ему ничего не обломится, и он должен подчиняться бюрократии. Бюрократия то сражение выиграла, но проиграла войну. Потому что движущей силой рыночной экономики является деловая активность бизнеса. Если бизнес не чувствует себя свободным, если не готов сражаться с конкурентами – он будет помалкивать, но не работать.
Подобная картина наблюдалась в 1980-е в Бразилии, где после череды военных переворотов власть все же перешла в руки гражданского правительства. Его политика была нацелена на минимум инвестиций, вложения на короткие сроки и готовность в любой момент удрать – все ждали, что грянет новый переворот. Это, согласитесь, разумная политика в такой ситуации.
В России сегодня – примерно такая же ситуация. В нашей экономике во времена ее подъема в «нулевые» годы тоже хозяйничали силовые структуры. У предпринимателей, не связанных с кругами силовиков, просто отбирали средства. В то же время усиливались структуры, тесно связанные с государством. Все это не позволило вырасти в России нормальной рыночной экономике, которая так сегодня нужна стране теперь, когда падают доходы от энергоносителей, и нет дешевых денег на Западе.
И ситуация не меняется. Прошел год, как президентом вновь стал Владимир Путин, но я не вижу никаких подвижек в экономической политике. Для страны это просто губительно…