Угольный кризис: в Кемерово начали закрывать шахты и перестали платить зарплаты шахтерам

Западные санкции в отношении российского угля и сложности с поиском альтернативных покупателей в Азии столкнули в тяжелый кризис Кемеровскую область — главный угледобывающий регион РФ, на который приходится около 60% добычи всего каменного угля в стране и около 80% — коксующегося.
Из-за финансовых проблем 8 угольных предприятий области приостановили работу, а несколько сотен шахтеров уже несколько месяцев не получают зарплату, сообщил на заседании парламента Кузбасса губернатор Илья Середюк.
«Мы работаем в сложнейших условиях. Из-за санкций западных стран трансформируется структура наших экспортных и импортных поставок. Падение цен на мировых рынках, проблемы с вывозом угля, дефицит кадров и повышенная ключевая ставка — все это стало серьезным вызовом для угольной отрасли», — сказал Сердюк, добавив, что «многие угольщики зафиксировали отрицательную рентабельность» (цитаты по «Ъ»).
По словам губернатора, накопленные долги по зарплатам перед шахтерами составляют 220 млн рублей. Прекратили работу разрезы «Задубровский Новый» и «Евтинский Новый», шахты «Ольжерасская-Новая» и «Инская».
Отрезанные санкциями от западных рынков, угольщики столкнулись с проблемами в Азии. Пришлось резать бюджет
Индия в прошлом году сократила закупки российского угля на 37%, а Китай — крупнейший импортер — на 13%. Совокупный экспорт угля из Кузбасса по итогам года просел на 10,4%, а добыча в регионе начала резко снижаться — на 7,3%, до 198,4 млн тонн.
В результате бюджет Кузбасса недополучил 58 млрд рублей налогов, пожаловался Сердюк. По темпам падения доходов Кемеровская область вошла топ-5 антилидеров по России: поступления в региональную казну сократились на 13% за январь–сентябрь. Результаты хуже показали лишь новые регионы и Севастополь.
В ответ правительство Кузбасса запустило масштабный секвестр бюджета: его размер на 2025 году уменьшился на 20% — с 308 до 246 млрд рублей. Расходы по статье «образование» было решено уменьшить на 12% — с 65 до 57 млрд рублей, на здравоохранение — на 20%, а на сферу ЖКХ — более чем вчетверо, с 34 до 8 млрд рублей. В феврале власти Кузбасса запустили волну сокращений бюджетников, под которую попали в том числе воспитатели детских садов.
«В области сильный кризис — экономический и бюджетный», — констатирует регионовед, профессор МГУ Наталья Зубаревич. А 2025 год «будет еще более проблемным», считает она.
По данным Росстата, в прошлом году каждое второе угольное предприятие в России стало убыточным, а сальдированный финансовый результат угольной промышленности стал отрицательным: за январь–ноябрь угольщики сработали в минус на 68,7 млрд рублей, хотя год назад получили более 413 млрд рублей прибыли за тот же период.