Деньги потратили, историю подправили. Съездил за техникой российского производства, а нашел измененный памятник
Попал на родину первого космонавта, в славный город Гагарин. И своими глазами увидел, как в ходе дорогостоящих реконструкций вычеркивают наше советское прошлое.

В Гагарин мы поехали целенаправленно на завод Мобил К, посмотреть технику для дачи. Наша, русская! Выставочный зал шикарный, агрегаты тоже смотрятся уверенно — на таком не зазорно даже по богатой вилле рассекать, что уж говорить о нашем скромном участке на 30 соток.

Цены, правда, обычному дачнику недоступные. Первый на фото райдер стоит 437 тысяч рублей — как 3 стареньких жигуленка или 5 видавших виды автомобилей «Ока», на которых в нашем регионе все еще активно ездят не только в деревнях, но и в службах курьерской доставки.

Спросил: здесь сделаны? Да, отвечают. Сборка полностью местная. А двигатели привозные: китайские, американские. Чем дороже техника, тем, соответственно, более крутой импортный мотор в ней использован.
На территории своеобразный памятник — огромный мотоблок. Примерно такой мы и взяли, отец в свои 77 собирается им в парнике работать. С большим «Пахарем» в теплице сложно, этот более мобильный.

Уехали довольные и покупкой, и обслуживанием. С полным пониманием, что деньги потратили не зря. А на обратном пути остановились возле городского парка, памятник посмотреть.
И увидели, как известных людей вычеркивают из нашего прошлого

На фото — монумент человека со знаменем, так он выглядит сейчас. Посмотрели с сыном и не поняли, кто это. Даже предположили, что Чапай, уж очень головной убор характерный.
Подиум новый, плитка еще не искрошилась. Сзади барельеф, мокрый и заснеженный. Плохо видно, что на нем. Зато хорошо заметно, что реконструкции окружающего пространства уделено куда больше внимания, чем памятнику, и потрачено немало средств. Впрочем, это же городской парк. Наверное, так и должно быть — люди в хорошую погоду (нам с погодой не повезло) должны гулять по ровным дорожкам с новенькой плиткой.
А вот фото до реконструкции:

Плитка не такая красивая и ровная, местами обвалилась. Подиум пониже. Цветочки живые высажены, сейчас места для клумбы там нет – меньше расходов по обслуживанию, экономия… И прекрасно видна подпись, что это не просто неизвестный человек стоит, а бакинский комиссар Федор Солнцев. Один из 26 бакинских комиссаров.
Памятник Солнцеву установили в Гагарине в 1963 году. Мемориальную композицию подарила городу Азербайджанская республика — в память о стройотрядах, восстанавливавших его после Отечественной. Солнцев родился в Гжатске, до 1907 года жил там, где ж ему стоять, как не на родной земле?
В ходе реконструкции у Солнцева пропало имя. Две гранитные плиты с надписью на прежнее место не поставили, а новую табличку на лицевой стороне мемориала то ли забыли соорудить, то ли умышленно не стали делать. Она не вписалась в рынок новый подиум.
Нынешняя молодежь историю бакинских комиссаров не знает: ее больше нет в учебниках, поводом для гордости факты революционных времен быть перестали. Память из роковых 1910-х опасна: вдруг подвиги красных комиссаров вдохновят кого-то на новую смуту?
Следующий шаг — затереть историю на улицах. Чтоб не спрашивали научившиеся читать дети, кто такой Солнцев и почему он тут стоит, а воспринимали памятник как нечто безликое, оставшееся с древних времен, поставленное неизвестно зачем. Примерно так же, как мы сейчас воспринимаем Стоунхендж или круг Бродгара на Оркнейских островах.
Историю, ребятки, не выбирают. Общества, отказавшиеся от собственного прошлого, ждет страшное будущее.