Короткие новости, мониторинг санкций, анонсы материалов сайта и канала "Кризистан" – в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Бензин дорожает рекордно за 13 лет, производство на НПЗ на минимуме за 12 лет

Доступность бензина населению

Россия в 2024 году столкнулась с рекордным за 13 лет лет скачком розничных цен на бензин. По данным Росстата, с начала года по 23 декабря бензин в среднем по РФ подорожал на 11%, до 60,57 рубля за литр. При этом в отдаленных регионах Дальнего Востока цены на четверть превысили среднероссийские: 74,4 рубля за литр на Сахалине, 74 рубля — в Якутии, 70,9 рубля на Камчатке, 70,8 рубля — в Магаданской области.

По итогам года рост цен на бензин станет самым сильным с 2011 года, когда, по данным Росстата, ценники на АЗС выросли на 14,9%. Для сравнения: в прошлом году, согласно официальной статистике, бензин подорожал на 7,2%, в 2022-м — лишь на 0,9%, в 2021 — на 8,9%. Даже в 2018 году, во время топливного кризиса, бензин дорожал медленнее: годовой рост цен тогда составил 9,4%, хотя в отдельные месяцы превышал 12%.

Впервые за 6 лет бензин подорожал заметно выше общей инфляции, которую Минэкономразвития за неделю до конца года оценивает в 9,7%. Обычно власти стараются такого не допускать, чтобы не провоцировать дальнейшее ускорение инфляции, так как «стоимость топлива закладывается в доставку всех товаров и автоматически повышает стоимость конечной продукции для покупателя», отмечает аналитик Freedom Finance Владимир Чернов.

В этом году, напоминает Чернов, правительство пыталось сдерживать цены на бензин запретом на его экспорт: ограничения ввели вскоре после того, как два десятка крупных российских НПЗ были атакованы украинскими БПЛА, а ряд из были вынуждены остановить производство. К концу мая спад производства бензина в России достигал 20% по отношению к декабрю 2023 года, а дизельного топлива — 11%. В ответ власти засекретили статистику выпуска топлива, ссылаясь на геополитику и угрозу манипуляций рынком.

Прогнозы по бензину на 2025 год

В 2025 году бензин продолжит дорожать, предупреждает аналитик «Цифра брокер» Кирилл Климентьев. Рост цен, по его оценкам, составит 10-15%, а в худшем случае — 20%, чего в России, согласно Росстату, не было с 2004 года (тогда стоимость топлива подскочила на рекордные 31,3%).

Причиной, как считает Климентьев, станет повышение тарифов «Транснефти» на прокачку по трубопроводам, а также резкое повышение акцизов: они вырастут 14% для бензина и 16% для дизтоплива, что втрое больше, чем было предусмотрено в Налоговом кодексе (4,7%). По расчетам правительства, это принесет в казну 170 млрд рублей, из которых 116 млрд — за счет внепланового повышения.

«Дополнительными факторами станут мировые цены на нефть, девальвация рубля и инфляция. Нивелировать эффект могут субсидии нефтяным компаниям и укрепление рубля», — добавляет Климентьев (цитата по RTVI).

Производство на российских НПЗ рухнуло до минимума за 12 лет

Российские НПЗ могут нарастить нефтепереработку в 2025 году на 1-5% или в худшем сценарии стабилизируют этот показатель после вынужденного снижения в текущем году до 12-летнего минимума из-за внеплановых ремонтов и сокращения маржи, сообщает Reuters со ссылкой на оценки аналитиков.

Всего по итогам этого года переработка нефти на НПЗ РФ, с учетом декабрьской динамики, ожидается в объеме 266,9 миллиона тонн — на 8,1 миллиона тонн ниже показателя прошлого года (-3,2% в посуточном сравнении).

Указанный уровень — наименьший после 2012 года, когда НПЗ переработали 265,4 миллиона тонн сырья.

В период с 2012 года нефтепереработка РФ сталкивалась с еще более значительным годовым спадом: на 15,2 миллиона тонн (-5,6%) в короновирусном 2020 году, когда НПЗ переработали 270,0 миллионов тонн нефти.

Сокращение переработки нефти на НПЗ РФ в 2024 году относительно 2023-го в наибольшей мере обеспечили простои первичных установок на Туапсинском НПЗ (-5,5 миллиона тонн, -59,6%), НПЗ Нижегороднефтеоргсинтез (-3,4 миллиона тонн, -21,8%) и Новошахтинском ЗНП (-1,5 миллиона тонн, -31,4%), по оценке источников.

Среди лидеров падения товарное моторное топливо выпускает лишь НижегородНОС, поэтому существенное общее сокращение загрузки первичных процессов не привело к пропорциональному уменьшению производства топлива.

К тому же в 2024 году ряд крупных НПЗ, изготавливающих товарные автобензин и дизтопливо (Омский, Ачинский, Куйбышевский НПЗ, Газпромнефтехим Салават), нарастили загрузку по сравнению с прошлым годом, компенсируя потери простаивавших заводов.

Аналитики, опрошенные Reuters, считают, что показатель нефтепереработки в следующем году оттолкнется от дна благодаря налаживанию поставок необходимого для ремонтов НПЗ оборудования и устойчивому спросу на топливо.

«При сохранении уровня, набранного во второй половине года, в 2025-м объёмы переработки могут увеличиться на 4-5%», — считает эксперт аналитического портала ИнфоТЭК Александр Фролов.

Александр Титов из Института энергетики и финансов менее оптимистичен и ждёт роста нефтепереработки в следующем году до 273 миллионов тонн, то есть всего на 1%, тогда как Игорь Юшков из Финансового Университета прогнозирует сохранение её на уровне текущего года.

В 2024 году российские НПЗ подверглись серии атак дронов, что привело к внеплановым ремонтам оборудования в условиях технологических санкций Запада, с чем заводы достаточно успешно справились, считают участники рынка.

Суммарный простой первичной переработки на НПЗ РФ за январь-декабрь 2024 года достиг 41,1 миллиона тонн или 12,6% от имеющихся мощностей. Годовой объем выбывающих первичных мощностей на 5,2 миллиона тонн (+14,4%) превысил показатель прошлого года (35,9 миллиона тонн). Простой первичных мощностей вырос в декабре на 35% к прежнему плану, по расчету Reuters.

Юшков сказал, что затраты на вынужденные ремонты оборудования компании пытаются переложить в стоимость топлива, чему препятствуют власти, ограничивая удорожание уровнем инфляции.

Источники Reuters ранее сообщали, что НПЗ РФ переживают острый финансовый кризис из-за роста стоимости сырья, падения цен на нефтепродукты и подорожания кредитов, при этом в больше страдают малые заводы с простой схемой переработки.

Титов отметил, что атаки дронов оказали влияние на снижение нефтепереработки в РФ, но сокращение маржи заводов также принесло негатив в производство.

«Это видно по Туапсинскому НПЗ (Роснефти), который сократил прием нефти за 9 месяцев 2024 года на 61% (г/г) до 2,7 миллиона тонн. Да, там были атаки, но явно и маржа повлияла — (тот случай) когда сырую нефть выгоднее отгружать», — сказал он.

Титов также отметил снижение роста спроса на нефтепродукты на мировом рынке до 1,2 миллиона баррелей в сутки в 2024 году с 2,0 миллионов баррелей в сутки в 2023-м, главным образом в Китае, хотя он считает, что российские нефтепродукты смогут найти свою нишу, как это произошло после введения эмбарго ЕС в начале 2023-го.

Фролов добавил, что основные логистические проблемы для российского топлива уже решены и что уровень сокращения нефтепереработки в этом году не является аномальным.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *