Заморозка вкладов: кипрский сценарий пересчитал на российские реалии
Обычно при упоминании «заморозки вкладов» вспоминают 1990 год, когда все средства граждан на счетах в Сбербанке Совмин под руководством Николая Рыжкова изъял и направил на покрытие бюджетного дефицита. Но в экономической истории есть более свежий пример.
Заморозка вкладов на Кипре
В 2012-2013 годах экономика Кипра столкнулась с целым букетом проблем.
- Увязшие в кредитах девелоперы создали риски для банковской системы. Финансовый сектор рушился на глазах.
- Госдолг превысил 100% от объема экономики при отсутствии хотя бы малейшего плюсового экономического роста и бюджетном дефиците 5,8%.
- Кредитный рейтинг Кипра понизили до мусорного статуса.
Занимать больше было нельзя. Расплачиваться по предыдущим долгам — нечем. Банки пришлось закрыть, чтобы избежать оттока средств.
Когда банки открыли после двухнедельной паузы, владельцы депозитов попали в новую реальность. Их деньги никто не собирался возвращать сразу и в полном объеме.
Какие ограничения для обычных людей ввели на Кипре:
- Банковские депозиты заморозили сверх порога страхования. Порог на тот момент составлял 100 тысяч евро на вкладчика, НЕ на вклад.
- Снимать наличными разрешили 300 евро в день.
- Выводить за пределы Кипра более 1000 евро запретили.
Laiki Bank (на тот момент второй по величине на Кипре) закрыли полностью. В крупнейшем коммерческом банке Кипра — Bank of Cyprus — изъяли 48% всех незастрахованных депозитов.
Мы бы и не знали о кипрской заморозке, если б она не коснулась россиян
Кипр был популярен для хранения средств и у банков, и у предпринимателей реального сектора, и у крупных предпринимателей, и у населения. Через Кипр шло 25% инвестиций наших компаний за рубеж и около 20% иностранных инвестиций в нашу экономику. Причин всего три:
- Кипрские банки давали больший процент по депозитам и счетам, чем другие европейские. Хранить деньги на Кипре было на порядок выгоднее, чем в Швейцарии.
- Низкий корпоративный налог на Кипре делал его популярным офшором. Регистрацией компании на Кипре в то время хвастались, как бизнес-успехом. Его рекламировали как стабильную и надежную «налоговую гавань».
- С Кипра был легко доступен весь остальной европейский банковский сектор — было выгоднее переводить деньги, к примеру, в Германию, с Кипра, чем напрямую из российского банка. И кредитоваться — тоже.
Хранить выгодно, переводить легко, налогов мало. Красота же, да?
И вот чем она обернулась…
Заморозка вкладов лишила крупный российских бизнес доступа к деньгам. Помните банк «Россия»? У него заморозили 1 млрд долларов, что составляло почти треть всех наличных средств организации. Был такой очень богатый человек, Дмитрий Рыболовлев. В его распоряжении было 10% акций Bank of Cyprus, который рухнул в один день. Ситуацию на Кипре здесь на сайте мониторили, как это было.
По состоянию на апрель 2013 года потери крупных вкладчиков в Bank of Cyprus оценивали в 60% от капитала, а в Laiki — в 80%. Замороженные средства в итоге частично списали, а частично обменяли на акции банков. Вместо живых денег, которые можно потратить, люди получили бесполезные бумажки, стоимость которых может не вырасти и за несколько десятков лет.
Не даю прогноз и не обрисовываю контур. Просто делаю пересчет
Я не хочу проводить аналогий с тем, что может произойти в следующем году в России. Выводы делайте сами, я просто приведу порядок цифр:
- Кипрские 100 тысяч евро — это наши 1 млн 400 тысяч рублей застрахованных денег.
- Кипрские 300 евро на снятие в день — это наши 3000 рублей (не по курсу, а с поправкой на покупательную способность).
Сам я, как уже писал в Телеграм-канале, дрожу, но вклад держу. Он у меня меньше страхового порога, потому и не беспокоюсь особенно.